Междисциплинарная диагностика в практике врача-ортодонта на клиническом примере

О. Р. Газизуллина
к. м. н., врач-ортодонт (Казань)

З. И. Ярулина
к. м. н., ассистент кафедры ортопедической стоматологии Казанского ГМУ, врач-рентгенолог ООО «Орбиталь» (Казань)

Непрерывное обновление знаний, умений и навыков становится необходимым в информационную эпоху, которая определяет новую парадигму образования — не на всю жизнь, а через всю жизнь. Развитие профессиональных и личностных качеств невозможно без желания самого человека и создания для него оптимальных условий для такого движения.

На многочисленных симпозиумах, съездах, конференциях, семинарах врачи имеют возможности повышения своей квалификации, обмена опытом, приобретения знаний в смежных направлениях. Все это позволяет привнести в практическую деятельность системный подход, комплексное и индивидуальное планирование лечебно-диагностических процедур, навыки работы в команде специалистов.

Одним из актуальных на сегодняшний день остается вопрос междисциплинарного сотрудничества как в медицине в целом, так и стоматологии в частности. Такой подход особенно важен для диагностики и лечения врожденных аномалий и пороков развития челюстно-лицевой области, которые занимают особое место по своей сложности и множеству нерешенных медицинских и социальных задач. Это частые (3-е место среди всех врожденных пороков) и нередко тяжелые заболевания, проявляющиеся грубыми изменениями анатомии черепа и челюстно-лицевой области ребенка, влекущие за собой нарушение функции не только зубочелюстного аппарата, но и органов дыхания, кровообращения, ЦНС, а также эстетики лица. В основе медицинской помощи таким пациентам должен быть комплекс клинико-диагностических мероприятий с участием врачей различных специальностей [1—3].

В качестве примера предоставляем вашему вниманию частный случай мультидисциплинарных исследований.

Пациент Ф., 14 лет, обратился в стоматологическую клинику (Казань) с жалобами на косметическую неудовлетворенность и трудности в пережевывании пищи.

В анамнезе у подростка были травмы в раннем детском возрасте: в 5 месяцев — травма головы (к врачу не обращались), в 5 лет — травма передних молочных зубов с последующим их удалением, в 6 лет — травма головы с сотрясением мозга, повреждение носа, в 2007 и 2011 годах — переломы костей стопы, в 2012 году — перелом кисти. Со слов мамы, в раннем детстве отмечалась гипермобильность суставов.

При клиническом осмотре выявлено следующее:

  • Привычный наклон головы вправо (уровень бровей, зрачков, крыльев носа, уголков губ, гониальных углов справа ниже, чем слева).
  • Асимметрия лица — смещение подбородка вправо, кончика носа — влево, смещение средней линии нижнего зубного ряда вправо.
  • Парафункция — закусывание верхней губы.
  • Нарушение жевания, глотания, речи (гнусавость).
  • Аномалии прикуса.
  • Деформации неба и зубных рядов (к челюстно-лицевому хирургу не обращались). Точечная окклюзия — контакты только на верхних центральных резцах, разобщение зубных рядов слева на 8 мм, справа на 9,2 мм (рис. 1—3).

Выставлен предварительный диагноз: врожденный порок развития костей черепа. Подозрение на скрытую врожденную расщелину твердого неба. Мезиальный, перекрестный, боковой открытый прикус, деформации зубных рядов, аномалии положения отдельных зубов. Функциональные нарушения.

Пациенту было назначено комплексное лучевое обследование: боковая ТРГ, конусно-лучевая компьютерная томография челюстно-лицевой области в связи с подозрением на скрытую расщелину твердого неба (рис. 4).

При анализе врачом-ортодонтом боковой ТРГ выявлены патологический участок в теменной области (не прослеживаются компактные пластинки), выпрямление шейного лордоза, отсутствие верхнечелюстных пазух, недоразвитие альвеолярных отростков челюстей (рис. 5).

На томограммах и реконструктивных снимках конусно-лучевой КТ установлено следующее:

  • Верхняя челюсть уменьшена в размерах, резко асимметрично сужена. Максимальная ширина твердого неба (между небными стенками альвеол моляров) — 19,7 мм. Альвеолярный отросток утолщен. Отсутствуют верхнечелюстные синусы. Вследствие недоразвития верхней челюсти 1.2, 2.5 зубы корпусно смещены небно и локализуются позади 1.1 зуба и кнутри от 2.6 зуба. Моляры и премоляры расположены веерообразно с щечными наклонами.
  • Нижняя челюсть хорошо развита, однако ее альвеолярная часть укорочена, несколько сужена. В связи с этим выявляются аномалии положения зубов клыково-премолярных сегментов нижней челюсти из-за скученности: вестибулярное смещение 4.3, язычное положение 4.2, язычные наклоны 4.5, 3.5 (углы наклона по отношению к соседним зубам — 21º). 3.7, 4.7 зубы наклонены мезиально и язычно.
  • Ветви челюсти удлинены, отклонены дистально, вследствие чего резко увеличены гониальные углы — до 154º. Мыщелки округлые, средней ширины, находятся на одной прямой с шейками нижней челюсти. Венечные отростки хорошо выражены, также отклонены дистально. За счет увеличения гониального угла нижняя челюсть находится в положении прогении, отмечается резцовая дизокклюзия — прямое смыкание 1.1 и 4.1, обратное смыкание 2.1, 4.1, отсутствие смыкания всех остальных зубов.
  • Структура губчатого вещества костной ткани всех видимых отделов костей лицевого скелета, основания черепа, атланта и аксиса значительно уплотнена. Костно-мозговые пространства сужены, местами не прослеживаются.
  • Аплазия верхнечелюстных синусов, гипоплазия клиновидной пазухи. Носовая перегородка искривлена влево. Выявляется костный шип влево 4,5 мм в поперечнике, оттесняющий левую нижнюю носовую раковину.

Заключение

Аномалии развития челюстей: микрогнатия и сужение верхней челюсти, аплазия верхнечелюстных синусов, широкий гониальный угол нижней челюсти, прогнатия. Резцовая дизокклюзия, открытый прикус. Аномалии положения зубов: скученность, небное корпусное смещение 1.2, 2.5, веерообразное положение премоляров и моляров верхней челюсти, вестибулярный наклон 4.3, язычные наклоны 3.5, 4.5, язычное корпусное смещение 4.2, мезиально-язычные наклоны 3.7, 4.7 зубов.

Диффузный остеосклероз видимых отделов всех костей лицевого скелета, основания черепа, позвонков С1, С2. Аплазия верхнечелюстных синусов, гипоплазия основной пазухи. Искривление носовой перегородки, костный шип влево (рис. 6—11).

Таким образом, метод конусно-лучевой компьютерной томографии позволил исключить наличие скрытой расщелины твердого неба, провести точную диагностику и подробно описать детали всех имеющихся патологических изменений челюстно-лицевой области у пациента.

Далее, в связи с выявленными проблемами, пациент направлен на консультации: 1) генетика; 2) нейрохирурга (показания — патологические изменения на боковой ТРГ, травма головы в детстве и отсутствие обращения к специалисту); 3) остеопата (изменены изгибы позвоночника, частые травмы в детстве, сложная патология зубочелюстной системы, функциональные нарушения).

Генетиком был подтвержден диагноз «врожденный порок развития костей черепа».

По рекомендации нейрохирурга пациенту провели мультиспиральную компьютерную томографию головного мозга, на которой обнаружены расхождение костей черепа, незаращение сагиттального шва (максимальное расширение 15 мм.), незаращение ламбдовидных швов (справа до 20 мм., слева до 16,4 мм.), локальное расширение шва чешуи височной кости справа (до 2 мм.), искривление носовой перегородки слева. Очагов патологической плотности в веществе головного мозга не получено. При УЗИ внутренних органов (почек, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, селезенки) и щитовидной железы патологии не обнаружено. Нейрохирургом рекомендовано наблюдение за состоянием пациента в динамике.

Остеопатом выявлены дисфункции височной кости справа и сошника, назначен курс лечения.

Исходя из вышесказанного, выход за рамки узкой специальности, сотрудничество с врачами других профессий позволяют привнести в практическую деятельность врача-ортодонта системный подход, комплексное и индивидуальное планирование лечебно-диагностических процедур, навыки работы в команде специалистов.

Сведения об авторах

Газизуллина Одиля Рустемовна к. м. н., врач-ортодонт (Казань)

Ярулина Зульфия Илтузуровна к. м. н., ассистент кафедры ортопедической стоматологии Казанского ГМУ, врач-рентгенолог ООО «Орбиталь» (Казань)

Interdisciplinary diagnosis in the practice of an orthodontist on a clinical example

Аннотация. Одним из наиболее актуальных на сегодняшний день остается вопрос междисциплинарного сотрудничества как в медицине в целом, так и стоматологии в частности. Такой подход особенно важен для диагностики и лечения врожденных аномалий и пороков развития челюстно-лицевой области, которые занимают особое место по своей сложности и множеству нерешенных медицинских и социальных задач. В основе медицинской помощи таким пациентам должен быть комплекс клинико-диагностических мероприятий с участием врачей различных специальностей. В качестве примера вашему вниманию предоставлен частный случай мультидисциплинарных исследований. С жалобами на косметическую неудовлетворенность и трудности в пережевывании пищи обратился 14-летний пациент.

Annotation. One of the most pressing issues today is the issue of interdisciplinary cooperation both in medicine in general and in dentistry in particular. This approach is especially important for the diagnosis and treatment of congenital anomalies and malformations of the maxillofacial region, which occupy a special place in their complexity and many unsolved medical and social problems. The basis of medical care for such patients should be a set of clinical diagnostic measures with the participation of doctors of various specialties. As an example, a special case of multidisciplinary research is presented to your attention. A 14-year-old patient complained of cosmetic dissatisfaction and difficulty in chewing food.

Ключевые слова: ортодонтия; междисциплинарная диагностика; расхождение костей черепа; томограмма; остеопатия; конусно-лучевая кт

Key words: orthodontics; interdisciplinary diagnosis; discrepancy of skull bones; tomogram; osteopathy; cone beam CT

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций