Краниальные травматические нарушения и дисфункция ВНЧС

В предыдущих публикациях мы уже рассказывали о том, что краниальные нарушения могут служить этиологическим фактором в развитии дисфункции ВНЧС. В этой статье мы расскажем об одном краниальном нарушении, при котором дисфункция ВНЧС будет встречаться в 99 % случаев. Это нарушение носит травматический характер и называется латеральным стрейном.

Причиной возникновения латерального стрейна служит черепная травма. Эта травма может произойти на любом отрезке нашей жизни, что приведет к блокированию движения в черепных швах. Каждый день множество детей рождается с искажениями в черепной системе.

Травмы могут возникнуть непосредственно во время родов или от позиционной травмы внутриутробно. Существенным явилось бы то, чтобы все новорожденные были проверены на присутствие черепных дисфункций немедленно после рождения или в период младенчества.

Если черепная травматическая дисфункция диагностируется, то она должна быть исправлена как можно раньше и прежде, чем костный матрикс будет сформирован. После того как ребенку исполнилось 4 месяца, эти травматические дисфункции намного тяжелее исправить полностью.

Чем мы моложе, тем более гибок наш череп и, соответственно, тем большая у него способность поглотить негативное воздействие. Но, поскольку мы становимся старше, и наша суставная система всюду по телу начинает терять свою гибкость, и наши черепные швы не могут дать необходимой компенсации при различного рода травмах.

Это приводит к тому, что поглощение происходит на каком-то одном уровне местного масштаба и недостаточно компенсации происходит в остальной части черепа. Чем старше мы становимся, тем больше локализована рана. Мы все еще можем исправлять большое количество этих дисфункций у взрослых, но тогда изменяется окклюзия и мы должны поддержать эффект исправления с помощью методов челюстно-лицевой ортопедии.

Пациентка Анна, 47 лет, обратилась по поводу неоднократного и безуспешного протезирования, а также с жалобами на постоянные поломки ортопедических конструкций, дискомфорт и болевые ощущений во время жевания в области височно-нижнечелюстных суставов. Жалобы на головные боли, одышку и быструю утомляемость. В анамнезе: гипертоническая болезнь, риск III, климактерический синдром, хр. панкреатит, остеохондроз позвоночника (рис. 1).

Рис. 1а.

Рис. 1а.

Рис. 1б.

Рис. 1б.

В процессе рентгенологического обследования на прямой ТРГ определяется краниальное искажение Roll травматического происхождения (родовая травма), характеризующееся дивергенцией лобной, клиновидной и верхнечелюстной костей, что выразилось в деформации окклюзионной плоскости и латеральном смещении нижней челюсти вправо (рис. 2).

Рис. 2.

Рис. 2.

При анализе боковой ТРГ обращает на себя внимание то, что линия, соединяющая ANS-PNS, опускается под углом ниже линии ANS-Ba (рис. 3).

Рис. 3.

Рис. 3.

Это указывает нам на то, что имеет место т. н. краниальный открытый прикус (Pitch down), а прокладывание языка вызвало формирование инфраокклюзии и на зубо-альвеолярном уровне (рис. 4).

Рис. 4а.

Рис. 4а.

Рис. 4б.

Рис. 4б.

Рис. 4в.

Рис. 4в.

Следует отметить, что, когда мы констатируем наряду с зубо-альвеолярным открытым прикусом также и краниальное нарушение Pitch down в сагиттальной плоскости, это обстоятельство дает нам возможность нехирургического закрытия прикуса путем коррекции краниального нарушения Pitch.

Краниальные травмы мы можем также определить визуально. Все эти искажения будут проявляться в определенной форме или асимметрии краниальной системы, что, в свою очередь, может оказать огромное влияние на адаптационный потенциал тела и здоровье в целом (рис. 5).

Рис. 5.

Рис. 5.

Наиболее информативной, когда мы определяем латеральный стрейн, является рентгенография черепа в подбородочно-теменной проекции (SMV), когда мы видим, что передний функциональный сектор черепа смещен в одну сторону, а зад­ний — в противоположную (рис. 6).

Рис. 6.

Рис. 6.

После переноса лицевой дугой и монтажа модели в артикулятор определяется корпусное смещение всей верхней челюсти влево, что указывает на присутствие т. н. латерального стрейна, относящегося к нефизиологическим дисфункциям краниальной системы. Также обращает на себя внимание скошенность окклюзионной плоскости (рис. 7).

Рис. 7а.

Рис. 7а.

На интракраниальной рентгенографии суставов определяется смещение мыщелков дистально и их структурное уплощение (рис. 8).

Рис. 8.

Рис. 8.

На МРТ ВНЧС на открытии и закрытии нижней челюсти определяется вправляемый вывих суставного диска справа и невправляемый слева (рис. 9).

Рис. 9а.

Рис. 9а.

Рис. 9б.

Рис. 9б.

Рис. 9в.

Рис. 9в.

Рис. 9г.

Рис. 9г.

Лечение

В первой фазе лечения целью ставилась стабилизация ВНЧС. Была проведена декомпрессия суставов в течение 2 месяцев с помощью ортотика с ограничением латеральных движений нижней челюсти (рис. 10).

Рис. 10.

Рис. 10.

Для коррекции прокладывания языка, а также асимметрии зубного ряда верхней челюсти и нормализации краниального движения был установлен аппарат A.L.F. Также аппарат служил для контроля положения 7 зубов, что способствовало коррекции краниального открытого прикуса (Pitch down) (рис. 11).

Рис. 11.

Рис. 11.

После декомпрессии суставов и их стабилизации во второй фазе лечения проводилась коррекция краниального искажения Roll с помощью композитного build up в течение 4 месяцев. В этот же период проводилась мануальная краниальная техника коррекции латерального стрейна (рис. 12).

Рис. 12а.

Рис. 12а.

Рис. 12б.

Рис. 12б.

Вид пациентки через 6 месяцев после начала лечения (рис. 13).

Рис. 13а.

Рис. 13а.

Рис. 13б.

Рис. 13б.

Прямая ТРГ до лечения и после коррекции Roll (рис. 14).

Рис. 14а.

Рис. 14а.

Рис. 14б.

Рис. 14б.

Перед заключительной третей фазой стабилизации был изготовлен нейромышечный ортотик на нижней челюсти, который использовался 7/24 в течение 3 месяцев (рис. 15).

Рис. 15.

Рис. 15.

Через три месяца нейромышечной стабилизации в ортотике в области премоляров были вырезаны окна для начала этапа стабилизации прикуса и проведения зубо-альвеолярной экструзии премоляров (рис. 16).

Рис. 16.

Рис. 16.

Этап проведения зубо-альвеолярной экструзии премоляров с помощью вертикальной эластической тяги (рис. 17).

Рис. 17а.

Рис. 17а.

Рис. 17б.

Рис. 17б.

Рис. 17в.

Рис. 17в.

Рис. 17г.

Рис. 17г.

Окончательное закрытие открытого прикуса и состояние через 20 месяцев после начала лечения (рис. 18).

Рис. 18.

Рис. 18.

Интракраниальный снимок ВНЧС после проведенного лечения. Мыщелки находятся в оптимальном положении у основания скатов бугорков (рис. 19).

Рис. 19.

Рис. 19.

После лечения и коррекции краниального открытого прикуса (рис. 20).

Рис. 20а.

Рис. 20а.

Рис. 20б.

Рис. 20б.

Рис. 20в.

Рис. 20в.

Рис. 20г.

Рис. 20г.

Рис. 20д.

Рис. 20е.

Рис. 20е.

Рис. 20ж.

Рис. 20ж.

Рис. 20з.

Рис. 20з.

Рис. 20и.

Рис. 20и.

Обсуждение

Как уже отмечалось выше, если мы сталкиваемся с серьезными проблемами ВНЧС или головными болями, то мы всегда обнаружим у этих пациентов латеральный стрейн. Частой причиной латерального стрейна наряду с травмами может быть генетическая дисфункция в области поясничного отдела позвоночника, в области L4-L5.

Здесь также следует отметить, что это краниальное искажение является наиболее частой причиной неуравновешенной постуральной компенсации, и, как следствие, пациенты очень часто подвергаются хирургическому вмешательству в области различных отделов позвоночного столба или суставов.

Развитие внутрикапсулярных дисфункций при латеральном стрейне объясняется тем, что создаются анатомические предпосылки для смещения внутрисуставного диска. Дело в том, что для того чтобы диск сместился в переднемедиальном направлении, должно быть пространство вокруг медиального полюса мыщелка.

Если медиальный полюс мыщелка позиционирован вплотную к суставной впадине, то переднемедиальное смещение диска станет невозможным. Для того чтобы позволить диску смещаться в этом направлении, необходима латерализация мыщелка. И единственный способ, которым можно получить такую латерализацию, — боковое отклонение в окклюзии, а то, что предопределяет такое отклонение, — латеральный стрейн.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций