Открытый синус-лифтинг в 3D
Д. В. Коротких
главный врач клиники «ДЕНТ и К»
Определяющим фактором для установки и дальнейшего функционирования имплантатов является достаточное количество кости. При решении проблемы нехватки кости в боковых участках верхней челюсти хирург-имплантолог сталкивается с необходимостью увеличения объема кости. Основной метод решения — синус-лифтинг. Важным элементом диагностики и планирования при этом является использование компьютерной 3D-томографии.
Клинический случай
В клинику обратилась пациентка с жалобами на отсутствие зубов (рис. 1). План лечения: удаление 13, 16, 37, 35 и 44-го зубов, терапевтическое лечение и ортопедическая подготовка оставшихся зубов к протезированию. Пациентка выбрала несъемное протезирование с использованием имплантатов. Спустя 2 месяца после удаления зубов (рис. 2) приступили к планированию имплантации в области 13, 14 и 16-го зубов, а также в области 35-го и 37-го зубов.
Рассмотрим более детальное планирование имплантации в области 13, 14 и 16-го зубов с использованием 3D компьютерного томографа. Для планирования будущей области синус-лифтинга ставим «прицел» на область аугментации (рис. 3). Большой информативностью в данном случае обладает корональная плоскость. Рассмотрим ряд срезов толщиной 2 мм и с расстоянием между срезами 2 мм, выставив параметры Multi Clise View (рис. 4.) Рассмотрим серию срезов корональной плоскости, отметив размеры кости в области 13, 14 и 16-го зубов, а также угол наклона альвеолярного отростка и угол наклона корня 12-го зуба (рис. 5, 6). В области 16-го зуба отмечаем недостаток кости и близкое расположение гайморовой пазухи (рис. 7). Планируем установку имплантатов в области 14-го, 15-го зубов, открытый синус-лифтинг и одновременную установку имплантата в области 16-го зуба: размер кости 3,9 мм достаточен для первичной стабильности имплантата.
С помощью программы устанавливаем аналоги имплантатов, корректируя их расположение во всех плоскостях (рис. 8).
Перейдем к операции.
Рабочее место — на рис. 9. Анестезия: инфильтрация, туберальная, небная; добавляем инфильтрацию непосредственно в проекции разреза для уменьшения дальнейшего кровотечения (рис. 10). После нанесения маркировочных точек соединяем их разрезом (рис. 11). Разрез окаймляет 12-й зуб и продолжается до дистального отдела альвеолярного отростка верхней челюсти (рис. 12). Начинаем отслаивать слизисто-надкостничный лоскут с небной стороны (рис. 13). Вид альвеолярного отростка после откидывания лоскута — на рис. 14. С использованием пародонтологического зонда замеряем толщину альвеолярного отростка (рис. 15). Отступив 5 мм от 12-го зуба, производим пилотное сверление в области 13-го зуба в соответствии с наклоном альвеолярного отростка и наклоном корня 12-го зуба (рис. 16, 17). Проверяем направление пилотного сверления, вставляя глубиномер в отверстие (рис. 18).
Отмерив 7 мм от центра отверстия 13-го зуба, производим пилотное сверление в области 14-го зуба. Вставленный глубиномер позволяет ориентироваться и сохранять параллельность сверления, не забываем учитывать угол наклона альвеолярного отростка (рис. 19). Проверяем параллельность (рис. 21). Имплантат длиной 13 мм, диаметром 3,5 мм в области 13-го зуба — на рис. 21. Имплантат с имплантоводом — на рис. 22. Закручиваем имплантат ключом-трещоткой (рис. 23). Установка имплантата диаметром 3,5 мм, длиной 13 мм в области 14-го зубра — на рис. 24, 25. Проверяем параллельность имплантатов (рис. 26). Отмечаем дефект кости со стороны альвеолярного отростка в области 14-го зуба, намечаем аугментацию собственной костью по окончании операции (рис. 27). Промываем и устанавливаем заглушки (рис. 28, рис. 29). Отмеряем от центра 14-го зуба 7 мм и перфорируем кортикальную кость в области 15-го зуба — это отверстие мы и будем использовать для ориентира (рис. 30, 31). Отслаиваем выше слизисто-надкостничный лоскут и обнажаем проекцию бухты гайморовой пазухи. Характерный глухой звук при перкуссии подтверждает наши ориентиры (рис. 32, 33). Набор для открытого синус-лифтинга — на рис. 34. Начинаем перфорацию стенки бухты крупной костной фрезы (рис. 35, 36).
Постепенно расширяем перфорационное отверстие, соблюдая осторожность (рис. 37, 38).
(По данным ВОЗ, профессия дантиста по уровню стресса на 2-м месте после общих хирургов. Психоэмоциональное напряжение в процессе операции можно снимать за счет юмора (рис. 39). Готовое «окно» (рис. 40). Производим постепенное отслаивание слизистой гайморовой пазухи (рис. 41—43). Приступаем к аугментации, в качестве остеогенной мембраны используем перикардиальную пластину (рис. 44, 45).
Выкраиваем мембрану: один из двух кусков будем использовать для отодвигания слизистой гайморовой пазухи (рис. 46—48). Костный материал высыпаем в тигль и замешиваем на физрастворе (рис. 49, 50). Внесение и распределение костного материала — на рис. 51, 52. Отступив от намеченного перфорационного отверстия 9 мм, осуществляем пилотное сверление в области 16-го зуба (рис. 53). Подготовлен имплантат диаметром 3,75 мм и длиной 11,5 мм (рис. 54).
Производим установку имплантата в области 16-го зуба, для контроля параллельности в 14-й имплантат вставляем отвертку (рис. 55). Закручиваем заглушку (рис. 56), отмечаем хорошую первичную стабильность имплантата в условиях недостатка кости. Выкраиваем и закрываем перфорационное отверстие оставшимся куском мембраны (рис. 57). Не забываем о дефекте со стороны альвеолярного отростка в области 14-го зуба — проводим аугментацию собственной костью за счет скусывания костными кусачками в области 15-го зуба (рис. 58). Ушитая рана — на рис. 59.
Результаты повторной 3D компьютерной томографии — на рис. 60—63.
Итак, современная диагностика позволяет спрогнозировать и осуществить аугментацию и имплантацию практически в любых условиях с минимальными осложнениями.