Подбор оттенка будущей реставрации

Жерар Шиш (Gerard J. Chiche)
доктор стоматологических наук (DDS), директор Центра эстетической стоматологии и имплантологии Университета Georgia Regents, член Американского колледжа стоматологов (Огаста, штат Джорджия, США), консультант компании Noritake — Kuraray Сo.

Когда пациент посещает клинику для консультации по вопросам проведения эстетической реставрации зубов, врач в первую очередь заполняет медицинскую карту и проводит стандартную оценку состояния полости рта пациента: определение пародонтологического статуса, окклюзионных взаимоотношений зубов, проведение рентгенологического исследования, получение фотографий и оттисков для изготовления диагностических моделей.

Затем проводится оценка эстетического состояния зубов, которая включает анализ эстетики улыбки с учетом пожеланий пациента. Так сложилось, что достаточно большое влияние в современной стоматологии имеют именно СМИ и реклама, в которых очень часто демонстрируются безупречные белоснежные улыбки. Сегодня все чаще неотъемлемой частью внешнего вида молодого и активного человека считаются ослепительно белые зубы, цвет которых зачастую отсутствует в традиционной шкале оттенков эмали. Учитывая такие современные тенденции, целесообразно выделить две категории пациентов: перфекционисты, которые преследуют культ белоснежной улыбки, и люди, которые ценят естественную красоту зубов. Пациенты первой категории ожидают увидеть идеальный зубной ряд с максимально ровным режущим краем. При этом эмаль должна иметь ослепительно белый цвет и тотальный «мерцающий эффект».

В таких случаях следует обязательно соблюдать правильное положение средней линии зубного ряда, симметрию центральных резцов и клыков наряду с симметричностью десневого края, а также создавать линию улыбки, которая зачастую получается более уплощенной, чем изгиб нижней губы (рис. 1).

Рис. 1.

Рис. 1

Пациенты второй категории, как правило, предпочитают иметь зубы, которые выглядят натурально: прямые с естественным расположением в зубном ряду, умеренной яркостью и не привлекающие взгляды окружающих.

В гармоничной улыбке средняя линия зубного ряда совпадает со средней линией лица. Таким образом, центральные резцы должны быть максимально симметричными, допускаются только совсем незначительные отклонения (небольшой медиальный наклон одного из центральных резцов, асимметрия дистальных углов обоих центральных резцов).

Основная асимметрия создается между боковыми резцами. Допускается также небольшая асимметрия клыков, поскольку их придесневой край и жевательные бугорки не требуют идеального горизонтального выравнивания.

Глубина промежутков между резцами должна быть природной, что также обеспечивает естественную форму зубного ряда (рис. 2 и 3).

Рис. 2.

Рис. 2

 

Рис. 3.

Рис. 3

На указанных фотографиях также очевидна необходимость создания у таких пациентов едва заметной полихромности зуба: эффект гало режущего края, более насыщенный цвет в пришеечной области и нанесение мамелонов. При подборе оттенка следует помнить, что на естественных фронтальных зубах отклонение от основного оттенка наблюдается в основном в области режущего края.

Часто встречается однородное распределение оттенка, в результате чего зуб имеет монохромный вид. Существуют также варианты, когда отклонение от основного оттенка наблюдается в цервикальной либо средней трети зуба. Для того чтобы пациент имел представление о будущем эффекте режущего края, после подбора базового оттенка зуба следует обсудить с ним аспекты оттенка режущего края, используя шкалу оттенков. Как правило, если пациент желает иметь естественный вид зубов, он выбирает эффект режущего края на шкале оттенков. Перфекционисты же предпочитают максимально нивелировать этот эффект.

Существует три типичных варианта исполнения работы для зубного техника-керамиста:

1. Создание легкого монохромного оттенка

Достаточно часто можно встретить пациентов, которые настолько недовольны внешним видом своих темных зубов, что желают получить очень яркие и полностью монохромные реставрации (рис. 4, 5).

Рис. 4.

Рис. 4

 

Рис. 5.

Рис. 5

В таком случае процесс выбора оттенка становится достаточно простым. Техник-керамист создаст едва заметный и невыраженный режущий край.

2. Создание монохромного цвета с легким оттенком

Типичные эффекты режущего края полноценного резца:

  • эффект ореола (гало-эффект);
  • прозрачный режущий край;
  • полосы дентина или мамелоны;
  • прозрачность проксимальных краев (рис. 6, 7).
Рис. 6.

Рис. 6

 

Рис. 7.

Рис. 7

Перечисленные выше эффекты позволяют имитировать внешний вид молодого зуба, обеспечивая общий эстетический вид реставрации. Поэтому пациенты, которые стремятся получить естественные зубы, выбирают их сочетание на шкале оттенков. Рекомендуется, чтобы в подобной ситуации врач всегда предоставлял одну и ту же модель эффектов, так чтобы все нюансы и пожелания каждого пациента были отмечены и затем легко интерпретированы.

3. Создание полихромного цвета с легким оттенком

В некоторых ситуациях в зубном ряду присутствует несколько оттенков эмали или степеней насыщенности цвета либо же, наоборот, бывают случаи, когда в наличии есть различные керамические системы, но они не соответствуют друг другу идеально. В подобных случаях следует руководствоваться правилом: максимально удовлетворить запросы пациента, касающиеся реставрации, и при этом сделать так, чтобы центральные резцы оставались немного ярче и насыщеннее, чем остальные фронтальные зубы. В случае если яркость и насыщенность центральных резцов будет немного меньше, например, из-за излишней прозрачности, вероятнее всего, пациент не одобрит конечный результат, даже если пропорции, внешний вид и длина коронки зуба будут идеальными.

Таким образом, в ситуациях, когда пациент желает получить естественный вид зубов либо когда планируется применение нескольких цветов разных реставрационных материалов или керамических систем, следует стремиться создать легкий полихроматичный оттенок зуба. В большинстве случаев плавный переход оттенков можно получить тогда, когда центральные резцы имеют наибольшую яркость и насыщенность, а за ними по цветовой шкале следуют латеральные резцы и клыки. По возможности такой эффект должен быть очень мягким. Данный метод позволяет сделать легкий плавный переход от светлого центрального резца до темного клыка, который не подвергался процедуре отбеливания (рис. 8).

Рис. 8.

Рис. 8

Очень важно при таком переходе сохранить яркость и насыщенность бокового резца в максимальном соответствии с центральным резцом, даже если клык намного темнее и менее насыщен. Также во время реставрации можно воссоздать типичные эффекты режущего края и проксимальной области.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций