Полные съемные протезы верхней и нижней челюстей с постановкой зубов по Герберу
Компания Ivoclar Vivadent в 2014 году в США проводила конкурс стоматологического искусства Северной Америки. Победителем стал Барт Хайд. Он наряду с 27 другими участниками создавал полные съемные протезы для верхней и нижней челюстей, которые фиксировались на абатментах Locator.
Компания Ivoclar Vivadent предоставила участникам конкурса наборы, которые включали гипсовые модели, искусственные зубы из эстетической акриловой пластмассы Candulor, супраструктуры имплантатов и детальную историю болезни пациента с фотографиями. От конкурсантов требовалось установить положение челюстей в лингвальной окклюзии с применением техники Гербера и зафиксировать модели в полурегулируемом артикуляторе. В данной статье Хайд описывает пошаговую технику изготовления протезов и свой творческий взгляд на процесс работы.
Получив конкурсный набор, я начал изучать параметры лица пациента и другую информацию. Просмотрев фотографии, я заметил некоторую асимметрию черт лица. Поэтому в мыслях я представил себе этого пациента с небольшой диастемой и легкой асимметрией зубных рядов.
Шаг 1. Рабочая модель
С помощью силиконового материала я выполнил дублирование и получил рабочие модели. Оригинальные модели использовались для представления готовой работы в артикуляторе.
Шаг 2. Гипсовка моделей
После получения первичных гипсовых моделей сразу была очевидна необходимость их корректировки. Я обрезал края моделей и скорректировал несколько точек таким образом, чтобы гипсовые пластины отлично прилегали к цоколям моделей и обеспечивали точную гипсовку в артикуляторе. Очень важно правильно установить суставные головки челюстей в соответствии с данными обследования пациента: правая 28 и левая 30.
Я загипсовал модели в артикулятор Candulor СА II, ориентируясь на окклюзионную плоскость. С использованием артикулятора сделать это достаточно легко, так как крепления протеза находятся в области резцов нижней челюсти. Для выравнивания окклюзионной плоскости я использовал эластическую резинку и оттискной материал.
Шаг 3. Анализ моделей
Я определил важные параметры для правильного создания протеза по концепции Гербера:
- Статические линии: данный параметр указывает на правильное расположение зубов в соответствии с анатомией костных структур верхней и нижней челюстей.
- Ограничивающие линии: дезокклюзия жевательных зубов в естественной окклюзии будет вызывать смещение протеза вперед и его опрокидывание во время жевания, что имеет название феномена Кристенсена. Нам следует избегать подобного сценария.
- Самая низкая часть альвеолярного гребня в боковых отделах: в идеале первый моляр следует разместить по центру наиболее низкой части опорного альвеолярного гребня. Данный центр будет перенимать на себя максимум жевательного давления и усиливать стабильность протеза во время функционирования.
Шаг 4. Сохранение информации
С помощью прикусного валика необходимо зафиксировать информацию, необходимую для создания эстетичных зубных рядов. Таким образом, сохраняются высота, средняя линия, щечный и губной объем.
Я также перенес линию губ на поверхность моделей и записал измерения. Это позволило мне правильно разместить фронтальные зубы и среднюю линию в соответствии с контурами лица.
Шаг 5. Каркас
Чтобы придать жесткость и прочность протезу нижней челюсти с опорой на имплантаты, я сконструировал кобальт-хромовую основу, которую подвергал пескоструйной обработке, препарировал и покрывал опаковым слоем для предупреждения просвечивания метала.
Шаг 6. Постановка передних зубов
Изготовив базис на моделях, я начал процесс установки зубов. Используя искусственные зубы Candulor PhysioStar® NFC, я установил фронтальные зубы в соответствии с параметрами прикусного валика и собственными представлениями. С помощью карбидных боров, резиновых полиров осторожно придал режущему краю некоторые возрастные особенности. Затем в соответствии с верхними зубами установил нижние фронтальные зубы, создав естественную форму и хороший резцовый контакт в положении протрузии.
Шаг 7. Установка боковых зубов по концепции Гербера
Центрирование первых моляров я проводил по концепции Гербера в пределах параметров анализа модели и концепции лингвализации, которая была разработана специально для Condyloform II NFC.
Вы можете заметить, что с левой стороны я поместил второй моляр в полностью функциональной позиции спереди от ограничивающей линии. Второй моляр имел отличное положение в самой нижней точке альвеолярного гребня. С правой стороны второй моляр находился за ограничивающей линией и был вне окклюзии, первый моляр также располагался в самой нижней точке альвеолярного гребня. Второй моляр справа можно было вообще не включать в зубной ряд, но по моему опыту пациенту психологически гораздо комфортнее, когда правая и левая стороны симметричны.
Шаг 8. Детализированная восковая модель
В ходе работы я всегда стремлюсь создавать максимально детализированную восковую модель и минимизировать процессы шлифовки.
Я также стараюсь отобразить естественный вид рельефа слизистой оболочки на щечных и фронтальных поверхностях альвеолярного отростка. На мой взгляд, очень интересной деталью является отображение рельефа неба на протезе верхней челюсти. С этой целью я получил оттиск неба модели при помощи лабораторного оттискного материала, залил в оттиск воск, изъял после отверждения и перенес полученный слепок на восковую модель.
Шаг 9. Изготовление протеза
Я загипсовал модели в кюветы, выплавил воск, полностью его удалив. Затем выполнил изоляцию области зубов и базиса. После остывания с помощью Candulor’s Aesthetic Color Set Easy придал базису протезов характерный цвет. Затем провел паковку с использованием смеси базисных пластмасс для достижения естественного отображения оттенков, сосудов слизистой оболочки.
Шаг 10. Модификация зубов, придание характерных особенностей
Детализацию поверхностей зубов я проводил с помощью лабораторного набора Ivoclar Vivadent’s Telio Lab Kit. Следуя инструкции производителя, немного отпрепарировал лингвальные и небные поверхности зубов и провел пескоструйную обработку с частицами окиси алюминия. Внутренние элементы и детали зубов отобразил белым цветом. После полимеризации этого слоя заполнил оставшийся объем полости резцовым оттенком для придания прозрачности и натуральности внешнего вида. Эти этапы я повторил на всех фронтальных зубах верхней и нижней челюсти.
Для наружной детализации и отображения трещин, пришеечных пятен я использовал те же краски. Сглаживание обработанных поверхностей проводил с помощью карбидного бора, резиновых головок и колец, финальную полировку до достижения яркого блеска выполнил с использованием специальных паст. У пациентов в возрасте большинство зубов имеют следы стоматологического вмешательства: у кого в 60 лет нет амальгамовых пломб или зубного камня на естественных зубах? Поэтому на медиальную поверхность зуба 12 я нанес небольшое пятно в виде амальгамы. Эта маленькая деталь «придает жизнь» обычному зубному протезу.
Шаг 11. Полировка
Я выполнил очень детализированную восковую модель, поэтому готовый протез требовал минимальной обработки. Была проведена шлифовка окклюзионных контактов для достижения баланса при жевательных движениях, затем полировка обоих протезов с помощью пемзы и зуботехнического полировочного порошка на основе оксида железа для достижения отличного блеска.
После этого готовая работа была представлена судьям на мастер-моделях.
Перепечатано с разрешения LMT,июнь/июль-2014, www.LMTmag.com.