Предложения специалистов ЦНИИС по оказанию профилактической стоматологической помощи детям России
А. А. Кулаков
д. м. н., профессор, директор института ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Росмедтехнологий
В. Т. Шестаков
д. м. н., заместитель директора института ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Росмедтехнологий
А. Г. Колесник
д. м. н., заведующий отделом профилактики ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Росмедтехнологий
О. Г. Авраамова
д. м. н., ведущий научный сотрудник отдела профилактики ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Росмедтехнологий
Т. В. Кулаженко
к. м. н., старший научный сотрудник отдела профилактики ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Росмедтехнологий
Учитывая не снижающиеся резко (менее 20 % за десятилетие) в течение последних 20 лет (национальные стоматологические обследования 1991, 1999 и 2009 гг. [4, 5, 6]) высокие показатели распространенности и интенсивности кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта (гингивит и пародонтит) у всего населения России и особенно детской его части (до 18 лет), низкий уровень оказания стоматологической помощи по ее основным разделам (детская стоматология, терапевтическая, хирургическая, ортопедическая стоматология, а также ортодонтия), необходимы разработка и внедрение государственной программы профилактики стоматологических заболеваний в нашей стране с вовлечением всех регионов [1].
В соответствии с обоснованным мнением экспертов ВОЗ, базирующимся на более чем 30-летнем опыте внедрения программ профилактики стоматологических заболеваний в мире, эффективными оказались только те программы, которые были целеориентированными и долгосрочными. В 2003 году ВОЗ совместно с Международной федерацией стоматологов (МФС) предложены новые глобальные цели стоматологического здоровья на период до 2020 года; в отличие от предыдущих глобальных целей, в которых указывались конкретные цифры, в новых целях их нет, так как вариабельность показателей стоматологической заболеваемости в мире не позволяет определить даже ориентировочные усредненные показатели; ВОЗ рекомендует разработать измеримые цели стоматологического здоровья в каждой стране на основании предложенных глобальных целей к 2020 году [цитировано по 2].
Мы предлагаем, чтобы специалисты нашей страны при планировании программ профилактики стоматологических заболеваний руководствовались современными рекомендациями ВОЗ и МФС, а также долгосрочной целеориентированной программой ВОЗ на период планирования до 2020 года. Глобальные цели и измеримые задачи стоматологического здоровья, предложенные ВОЗ до 2020 года, приведены в приложении № 1 к нашей статье (перевод А. Г. Колесника).
Мы предлагаем установить планку снижения (улучшения) большинства показателей стоматологического здоровья на уровне 20-25 % за 10 лет и достичь этих задач как в рамках большинства региональных программ, так и в целом по стране. Для получения надежных и сопоставимых данных при учете уровня стоматологической заболеваемости населения нашей страны мы рекомендуем ее определение по последней карте ВОЗ (1997) [3] с внесением в нее показателя уровня гигиены полости рта, как очень важного и показательного при проведении профилактики основных стоматологических заболеваний.
При этом следует использовать новые критерии оценки уровней КПУ в возрасте 12 лет: 0-0,50 — очень низкий, 0,51‑1,50 — низкий, 1,51-3,00 — средний, 3,01-6,50 — высокий и 6,51-10,00 — очень высокий (WHO Euro, 1999) [цитировано по 2], а для патологии пародонта — индекс CPITN.
Учитывая существенно различный уровень стоматологической заболеваемости в разных регионах России, основой внедрения государственной программы профилактики основных стоматологических заболеваний должны стать регионально ориентированные программы [1].
Они должны разрабатываться с учетом уровня заболеваемости в регионе, структуры организации стоматологической помощи, экономики и финансирования региона, наличия кадров и необходимости их подготовки. В регионах наиболее целесообразно внедрять такие коммунальные методы профилактики, как фторирование питьевой воды, молока, соли и использование фторидсодержащих зубных паст, обучение и контроль эффективной гигиены полости рта, снижение потребления легкоферментируемых углеводов, исключение общих с другими заболеваниями факторов риска и вредных экологических факторов.
Главным звеном этой работы должны стать созданные в каждом регионе центры профилактики на базе одной из поликлиник (например, областной или городской детской стоматологической поликлиники) или стоматологического факультета с подготовленными специалистами для организации, внедрения и мониторинга региональной программы профилактики стоматологических заболеваний.
В детских стоматологических поликлиниках, отделениях, кабинетах необходимо вернуться к системе обязательной профилактической работы при приеме детей по обращаемости. Для этого необходимо в этих учреждениях использовать гигиенистов стоматологических, а также обеспечить оплату процедур по профилактике страховыми компаниями.
Организовать систему диспансеризации путем выделения групп диспансерного наблюдения среди детей по обращаемости в детские стоматологические учреждения и составления индивидуальных программ профилактики стоматологических заболеваний. Обучение гигиене полости рта, контроль за гигиеной полости рта и проведение профилактических процедур должен выполнять гигиенист стоматологический.
Разработать Всероссийскую программу санитарного просвещения населения по стоматологии со следующими составными компонентами:
-
уроки здоровья для различных возрастных групп детей в организованных коллективах (детские сады, школы);
-
разработка учебных и методических пособий для детей, родителей, педагогов и медицинского персонала;
-
работа гигиенистов стоматологических в школах;
-
подготовка учебных пособий, фильмов, теле- и радиопередач для всего населения, ориентированных на профилактику стоматологических заболеваний.
Эндогенные методы применения соединений фтора для профилактики кариеса зубов оказались самыми малозатратными и эффективными при многолетнем использовании во многих странах мира. Что нужно для внедрения эндогенных методов в нашей стране сегодня: обновление нормативной документации на фторирование питьевой воды и санитарный контроль за этим процессом, на выпуск фторированного молока для детей 3-16 лет, фторированной соли. В ЦНИИС разработаны медицинская технология мониторинга экскреции фторида и типовая схема внедрения эндогенных методов профилактики кариеса зубов, их необходимо в обязательном порядке применять при разработке региональных программ профилактики.
Одним из основных звеньев, позволяющих сохранить стоматологическое здоровье детей, является школьная стоматологическая служба.
В советский период в большинстве школ страны функционировали стоматологические кабинеты. Их оборудование и медицинский персонал принадлежали профилактическим отделениям стоматологических или соматических детских поликлиник. Основными задачами стоматолога в школе были осмотр детей, оказанием им регулярной стоматологической помощи, санация полости рта, в ряде случаев — диспансеризация. Стоматологический кабинет работал в тесном взаимодействии школьного стоматолога, дирекции школы и руководства стоматологической поликлиники. Описанная система позволяла надежно сохранять удовлетворительное состояние зубочелюстной системы детей весь период обучения в школе, чему способствовали действовавшие государственные документы (приказы, распоряжения и указания). Система школьной стоматологии в СССР работала надежно и эффективно, однако профилактике не уделялось должного внимания.
Переход на рыночную экономику очень быстро разрушил эту систему. В середине 90-х годов около 50 % школьных кабинетов в стране закрылись в большинстве случаев по инициативе руководства школ. Причиной этого были новые хозяйственные отношения, повсеместно ставился вопрос о сдаче помещений в аренду, у детских стоматологических поликлиник во многих случаях не было возможности закупать стоматологические материалы и находить врача для работы в школе ввиду низкой зарплаты. В настоящее время изменений к лучшему не произошло и не может произойти, так как нерешенным остается ряд новых и очень важных проблем:
-
Помещения стоматологических кабинетов принадлежат школам, а оборудование и персонал — стоматологическим поликлиникам. При этом отсутствует нормативно-правовая база их взаимодействия, разделения прав и обязанностей.
-
Принадлежность помещений стоматологических кабинетов, персонала и оборудования разным ведомствам при отсутствии нормативных документов привела к нелегитимности присутствия стоматолога в школе, где еще сохранились стоматологические кабинеты. Отношения между школами и стоматологическими учреждениями держатся либо на межличностных отношениях, либо на волевом решении региональных властей.
Кроме того, практически во всех школах, где сохранились кабинеты, стоматологическое оборудование полностью изношено и нуждается в замене. Система стерилизации и инфекционного контроля полностью не соответствует сегодняшним требованиям. Сегодня остро стоит вопрос об обязательном лицензировании школьных стоматологических кабинетов, что, конечно, правильно, однако в сложившейся ситуации это приведет к закрытию практически всех кабинетов, так как ни одному требованию, предъявляемому лицензирующими органами к стоматологическим кабинетам, они не соответствуют и для этих целей необходимые средства не выделяются.
Описанная ситуация требует срочного вмешательства и разумного решения. Разумное решение может быть выработано только на межведомственном (Минздравсоцразвития и Минобразования) уровне в виде межотраслевого договора либо другого документа, в котором должны быть решены вопросы организации школьного стоматологического кабинета, ответственности за его функционирование, финансирования. При этом приоритетным направлением работы стоматологических кабинетов в школах должна стать профилактика стоматологических заболеваний.
Для реализации профилактического направления в системе школьной стоматологии, кроме работающих сегодня стоматолога (или зубного врача) и медицинской сестры, необходимо ввести еще и должность гигиениста стоматологического.
Ставки указанного персонала должны выделяться исходя из утвержденных штатных нормативов. При этом центральной фигурой должен быть гигиенист стоматологический, работающий под руководством и контролем стоматолога.
Общая схема взаимодействия указанных специалистов может выглядеть следующим образом. Стоматолог проводит осмотр детей, на основании которого определяет объем лечебно-профилактических вмешательств. Лечение неосложненных форм кариеса он осуществляет в школе, осложненных — в стоматологической поликлинике.
Гигиенист проводит гигиенические и профилактические мероприятия по назначению и под контролем стоматолога. Медицинская сестра работает при необходимости со стоматологом либо с гигиенистом.
В зависимости от числа учащихся за стоматологической группой может быть закреплено несколько школ.
Все школьные кабинеты должны быть переоснащены современным оборудованием и технологиями с учетом профилактического направления школьной стоматологии, которое должно стать приоритетным в настоящее время.
Кроме межведомственного (Минздравсоцразвития и Минобразования) приказа, необходимо подготовить и утвердить Положение о школьном стоматологическом кабинете [7], Положение о школьном стоматологе, Положение о школьном гигиенисте стоматологическом и Табель оснащения школьного стоматологического кабинета.
Приложение № 1
Глобальные цели и измеримые задачи стоматологического здоровья к 2020 году (рекомендации ВОЗ)
Общие цели
-
Максимально уменьшить влияние болезней полости рта и черепно-лицевой области на общее здоровье и психосоциальное развитие, особенно среди населения, в наибольшей степени отягощенного такими состояниями и болезнями.
-
Максимально уменьшить влияние проявлений системных болезней в черепно-лицевой области на отдельных людей и общество и использовать эти проявления для ранней диагностики, профилактики и эффективного лечения системных болезней.
Общие задачи
-
Уменьшить смертность от стоматологических и черепно-лицевых болезней.
-
Уменьшить заболеваемость от стоматологических и черепно-лицевых болезней и таким образом улучшить качество жизни.
-
Внедрить программы в системах стоматологической помощи, основанные на обобщении положительного практического опыта (научно обоснованной политики в здравоохранении).
-
Разработать и внедрить в практику приемлемые экономически эффективные системы профилактики стоматологических болезней на основе устранения общих факторов риска.
-
Интегрировать программы достижения стоматологического здоровья с другими секторами, влияющими на общее здоровье.
-
Разработать программы стоматологического здоровья для улучшения общего здоровья.
-
Усилить системы и методы контроля уровня стоматологического здоровья населения в динамике и по конечным результатам.
-
Обеспечить социальную ответственность и этическую адекватность в практической работе стоматологического персонала.
Специфические (измеримые) задачи
К 2020 году будут достигнуты следующие задачи:
-
Боль.
-
Уменьшение случаев возникновения боли в полости рта и черепно-лицевой области на Х1.1%.
-
Уменьшение количества дней временной нетрудоспособности, непосещения школы в результате боли или дискомфорта в полости рта и черепно-лицевой области на Х1.2%.
-
Уменьшение количества дней испытания трудности в приеме пищи, разговоре и общении из-за боли или дискомфорта в полости рта и черепно-лицевой области на Х1.3%.
-
Уменьшение количества дней, в течение которых были трудности участия в социальных и культурных мероприятиях из-за боли или дискомфорта в полости рта и черепно-лицевой области, на Х1.4%.
-
-
Функциональные нарушения.
-
Уменьшение числа лиц, испытывающих трудности в жевании, глотании и разговоре/общении, на Х2.1%. Сюда входит большое число измеримых параметров, таких как врожденная и приобретенная зубочелюстная деформация, включая частичную и полную утерю зубов.
-
-
Инфекционные болезни.
-
Увеличить численность медицинского персонала, профессионально компетентного в распознавании и уменьшении риска передачи инфекционных болезней в условиях оказания стоматологической помощи, на Х3.1%.
-
-
Рак ротоглоточной области.
-
Уменьшить число случаев рака ротоглоточной области на Х4.1%.
-
Улучшить положительную результативность (выживаемость) после лечения случаев рака на Х4.2%.
-
Увеличить процент ранней диагностики на Х4.3% и быстрого поступления в специализированные учреждения на Х4.3+%.
-
Уменьшить число случаев подверженности действию факторов риска на Х4.4%, уделяя специальное внимание употреблению табака, алкоголя и улучшению питания.
-
Увеличить процент специализированной мультидисциплинарной помощи больным на Х4.5%.
-
-
Проявления ВИЧ-инфекции в полости рта.
-
Уменьшить число случаев оппортунистических инфекций оро-лицевой области на Х5.1%.
-
Увеличить число компетентных в диагностике и лечении проявлений ВИЧ-инфекции в полости рта медицинских работников на Х5.2%.
-
Увеличить пропорцию числа административных работников в здравоохранении, уделяющих внимание последствиям ВИЧ-инфекции, на Х5.3.
-
-
Нома.
-
Увеличить получение достоверных данных о факторах риска населения на Х6.1%.
-
Увеличить раннюю диагностику и направление в специализированные учреждения на Х6.2%.
-
Уменьшить подверженность населения факторам риска на Х6.3% путем иммунизации от кори, улучшения питания и санитарных условий.
-
Увеличить пропорцию специализированной мультидисциплинарной помощи больным на Х6.4%.
-
-
Травма.
-
Увеличить число случаев ранней диагностики и направлений в специализированные учреждения на Х7.1%.
-
Увеличить численность медицинского персонала, компетентного в диагностике и неотложной помощи больным при травмах, на Х7.2%.
-
Увеличить пропорцию специализированной мультидисциплинарной помощи больным при соответствующих показаниях на Х7.3%.
-
-
Аномалии черепно-лицевой области.
-
Уменьшить число случаев подвержения населения факторам риска на Х8.1%, уделяя особое внимание табаку, алкоголю, тератогенным агентам и питанию.
-
Увеличить доступность генетических обследований и консультаций на Х8.2%.
-
Увеличить раннюю диагностику и направление в специализированные учреждения на Х8.3%.
-
Увеличить пропорцию специализированной мультидисциплинарной помощи больным на Х8.4%.
-
Увеличить число случаев ранней диагностики тяжелой инвалидности при аномалиях на Х8.5% и направления в специализированные учреждения на Х8.5+.
-
-
Кариес зубов.
-
Увеличить пропорцию 6-летних детей, свободных от кариеса.
-
Уменьшить КПУ зубов, особенно компонент К, у детей в возрасте 12 лет на Х9.2%, уделяя особое внимание группам детей повышенного риска и используя распределение и средние величины.
-
Уменьшить утерю зубов из-за кариеса в возрастных группах 18, 35-44 и 65-74 лет, соответственно, на Х9.3%, Х9.3+% и Х9.3++%.
-
-
Аномалии развития зубов.
-
Уменьшить число случаев обезображивающих форм флюороза на Х10.1%, уделяя особое внимание содержанию фторида в пище, воде и неправильному назначению соединений фтора.
-
Уменьшить число случаев приобретенных аномалий развития зубов на Х10.2%, уделяя особое внимание инфекционным болезням и неправильному назначению лекарств.
-
Увеличить число случаев ранней диагностики на Х10.3% и направления в специализированные учреждения на Х10.3+% случаев наследственных и приобретенных аномалий.
-
-
Болезни пародонта.
-
Уменьшить утерю зубов из-за болезней пародонта на Х% в возрастных группах 18, 35-44 и 65-74 лет, уделяя особое внимание курению, плохой гигиене полости рта, стрессам и сопутствующим болезням.
-
Уменьшить число случаев некротических форм болезней пародонта на Х11.2% путем снижения подверженности населения таким факторам, как плохая гигиена, стресс и иммуносупрессия.
-
Уменьшить число случаев активной пародонтальной инфекции во всех возрастных группах населения на Х11.3%.
-
-
Болезни слизистой оболочки рта.
-
Увеличить на Х12.1% численность медицинского персонала, компетентного в диагностике болезней слизистой оболочки полости рта и оказании неотложной помощи.
-
Увеличить раннюю диагностику на Х12.2% и направление в специализированные учреждения на Х12.2+%.
-
-
Нарушения слюнных желез.
-
Увеличить на Х13.1% число медицинских работников, компетенция которых позволяет провести диагностику и оказать неотложную помощь.
-
Увеличить раннюю диагностику на Х13.2% и быстрое направление в специализированные учреждения на Х13.2+%.
-
-
Утеря зубов.
-
Увеличить число интактных зубов в возрастных группах 18, 35-44 и 65-74 лет, соответственно, на Х14.1%, Х14.1+% и Х14.1++%.
-
-
Стоматологическая служба.
-
Увеличить пропорцию населения, которому доступна стоматологическая помощь адекватного качества, с Х15.1% до Х15.1+%.
-
-
Информационные системы здравоохранения.
-
Увеличить пропорцию населения, которому доступны удовлетворительные информационные системы здравоохранения, с Х16.1% до Х16.1+%.
-