Прогнозируемый результат с Enamel plus HRI
главный врач, учредитель стоматологии «Maestro» (Курск), лауреат соревнований по художественной реставрации зубов «Призма-чемпионат» (2012—2013), лектор авторского курса по прямой реставрации в УЦ «ТрайДент»
Почему врачи продолжают делать прямые композитные реставрации при мощнейшем натиске керамики со всех сторон? Возможно, это любовь к творчеству. Может быть, отсутствие дополнительных звеньев, то есть техника, что дает право за все отвечать лишь одному специалисту.
Или постоянный высокий спрос среди пациентов? Все это, конечно, так.
Но, если спросить, почему я занимаюсь прямой реставрацией, для меня это возможность постоянно совершенствовать свои мануальные навыки. Что-то вроде бесконечной попытки повторить однажды созданное Богом! Я считаю лучшей работу специалиста, которую просто так не увидеть и не найти. И лучшей своей работой — ту, которую еще не выполнил…
Клинический случай
Пациент Е., 16 лет (рис. 1), обратился в клинику. Из анамнеза: пациент — старшеклассник, который профессионально занимается боксом (со слов мамы, обязательно в специальной капе), — получил точечный удар эспандером во время утренней зарядки. В результате половина коронки зуба 1.1 была отломлена и потеряна. Мягкие ткани полости рта и остальные зубы не пострадали. Перелом зуба произошел в зоне его витальности. Основные жалобы — на эстетический дефект и болевую реакцию длительностью 3—5 секунд от холодной воды. Холодовая проба подтвердила жизнеспособность пульпы пациента.
Между прямой и непрямой реставрацией родители выбрали прямую в кресле — очевидно, по финансовым соображениям и из-за низкого доверия к врачу. Ранее у меня не лечился ни один из членов семьи, и в нашу клинику пришли, изучив отзывы в интернете.
В первое посещение были проведены обязательный фотопротокол, изучение характеристик соседних зубов с записью в цветовую карту и слепки под Wax—up. Восковое моделирование выбрано ввиду непростой анатомии зуба (рис. 2) и отсутствия времени на необходимые манипуляции. Как вариант, можно было сделать временную реставрацию из подручного композита и снять силиконовый шаблон прямо во рту.
Профессиональная гигиена была выполнена за 2 дня до приема.
В первое посещение были проведены обязательный фотопротокол, изучение характеристик соседних зубов с записью в цветовую карту и слепки под Wax-up.
В следующее посещение зубы были изолированы до клыков для лучшей визуализации, очищены щеткой с искусственной щетиной и пастой от мягкого налета. Дополнительных площадок препарирования для лучшей ретенции не производилось. Лишь выполнен прямой уступ с небной поверхности цилиндрическим бором и с губной — шамфер-шаровидным бором № 2 (рис. 3).
Подготовленная поверхность была очищена порошком оксида алюминия 27 микрон, края и неровности обработаны полировочной головкой красного цвета для удаления бактериальной пленки и пеликулы.
Вся работа была выполнена под микроскопом.
Адгезивный протокол: травление 37%-ной ортофосфорной кислотой эмали — 30 сек., дентина — 15 сек.; смывание водой — 10 сек.; нанесение водного раствора хлоргексидина 2%-ного, промывание — 10 сек.; просушивание пылесосом до влажного дентина, втирание Enabond — 15 сек.; раздувание струей воздуха — 10 сек.; засвечивание каждого слоя по 4 сек. на мощности 3200 мват/см, далее втирание Enaseаl аналогично бонду — операционное поле готово к внесению композита.
По заранее подготовленному силиконовому шаблону вклеена небная стенка из EF2. Маленькая хитрость для фанатов Enamel: EF лучше прилипает к силикону ключа, лучше вклеивается к зубу и не меняет рефракцию поверхности реставрации, а устойчивость к нагрузкам и истиранию имеет выше, нежели UE, поэтому в качестве небной стенки я использую именно его.
Контактные стенки построены с помощью металлических контурных матриц из UE2 (рис. 4): сначала дистальная, потом медиальная, с предварительным укреплением эмалевой стенки оттенком дентина. При моделировании дистальной стенки матрицу наклоняем к зубу, смещая тем самым контактный пункт с боковым резцом ближе к десне. При моделировании медиальной стенки давим на матрицу от зуба, перемещая контакт ближе к режущему краю.
При работе другими композитами врачи-реставраторы ограничены возможностями (пластическими, эстетическими, долгосрочными и иными) этих материалов.
Далее вносим оттенки дентина UD4, UD3,5 и UD3, слегка заходя на границу эмали. Последними оттенками дентина моделируем три мощных мамелона. По режущему краю реставрации нанесен материал OA толщиной не более 0,1 мм. На середине дистального бугра пятно из IWS по аналогии с симметричным резцом. Вершины бугров подчеркнуты UD1 для лучшей контрастности. Свободное пространство между буграми и режущим краем OBN и финальным слоем все перекрыто UE2. Полимеризация — 20 секунд через глицерин со всех сторон.
После чего проводим контроль подчеркивания микрорельефа пиковидным бором. Шлифовку головками синего и белого цвета. Полировку щеткой из козьей щетины по очереди алмазной пастой 3 и 1 микрон и пастой оксида алюминия. Все на низких оборотах и без воды (кроме последней пасты) (рис. 5).
Заключение
Почему я выбираю Enamel plus HRI? Ответ несложный. При работе другими композитами врачи-реставраторы ограничены возможностями (пластическими, эстетическими, долгосрочными и иными) этих материалов. При работе с Enamel врач ограничен исключительно собственной фантазией (рис. 6). Новых достижений всем нам!