Рациональный минимализм композитной системы
Хавьер Тапиа Гуадикс
Javier Tapia Guadix
DDS, CG Artist
Леонардо да Винчи утверждал, что простота — это крайняя степень изощренности. При создании композитного стоматологического материала для эстетических реставраций мы склонны слишком все усложнять — в силу привычных старых концепций, по причине конкуренции в индустрии или же из-за неправильного анализа наблюдений за естественными тканями зубов. Однако, если отбросить все эти факторы и начать разработку с нуля, мы можем в результате прийти к значительно более простому и совершенному решению.
Система, разработанная при содействии комитета GC Europe Restorative Advisory Board — Essentia, — представляет собой воплощение минимализма в сфере композитных материалов: это максимально упрощенная система, позволяющая легко и эффективно выполнять эстетические реставрации, используя при этом очень ограниченное количество оттенков. В полный набор входит всего 7 оттенков и 4 модификатора — это настоящий прорыв в области реставрационных композитов, наносимых послойно.
Классическая концепция системы композитных материалов — с большим количеством вариантов тона и насыщенности компонентов, входящих в состав системы, — становится все менее востребованной из-за избыточности подобного подхода. Тенденция сегодняшнего дня — один тон материала, но много вариантов его насыщенности.
При разработке новой системы был найден новый оптимальный минимум базовых материалов: всего три оттенка дентина и два — эмали.
При выполнении реставрации зубов базовый цвет (тон, насыщенность и яркость) в основном зависит от выбранного оттенка дентина, а эмаль дополнительно влияет на уровень яркости окончательного цвета. Яркость также зависит от степени опаковости прозрачного материала: опаковые материалы обладают более высокой яркостью, а светопроницаемые — более низкой. Широко известно, что для выполнения безупречной реставрации точный подбор тона и насыщенности цвета не так важен, как правильный подбор его яркости.

Таблица 1. Полный спектр оттенков, входящих в систему Essentia. основные оттенки (верхний ряд) и модификаторы (нижний ряд)
Javier Tapia Guadix, DDS, January 2015, printed with permission
Если все оттенки дентина, входящие в состав системы, обладают одинаковой базовой степенью опаковости, это может вызывать проблемы и неудобства, ведь у детей зубы имеют очень низкую насыщенность цвета, но при этом высокую опаковость, в то время как зубы у взрослых, наоборот, имеют высокую насыщенность цвета при низкой опаковости. В составе системы Essentia всего три оттенка дентина (светлый, обычный и темный); от светлого к темному их насыщенность увеличивается, а опаковость уменьшается, что соответствует естественным особенностям возрастных изменений зубов.
Что касается эмали, здесь также ситуация похожая: у молодых пациентов эмаль более белая и более опаковая, а у взрослых более прозрачная и более насыщенного оттенка. В составе системы Essentia эмалевых оттенков всего два, один с высокой яркостью (светлая), а другой с низкой яркостью (темная) и чуть более высокой насыщенностью цвета.
В комплексе эти три оттенка дентина и два эмалевых оттенка составляют четыре базовые комбинации, которые используются для выполнения любых реставраций фронтальной группы зубов: светлый дентин и светлая эмаль (дети / отбеленные зубы), обычный дентин и светлая эмаль (молодые пациенты), обычный дентин и темная эмаль (взрослые пациенты) и, наконец, темный дентин и темная эмаль (пациенты пожилого возраста).
Комбинацию темного дентина и светлой эмали можно использовать для выполнения реставраций в области жевательной группы зубов; в этом случае дентинная масса с высокой насыщенностью цвета модулируется эмалевой массой, которая имеет более высокую яркость, и наносится на окклюзионную поверхность реставрации.
В некоторых специфических ситуациях, например при обесцвечивании или изменении цвета тканей зуба, при послойном моделировании реставрации может потребоваться дополнительный этап. Для этих целей в системе есть высоконаполненный опаковый жидкотекучий композит, который даже при нанесении очень тонким слоем позволяет маскировать все цветовые дефекты (маскирующий лайнер).
Для работы с резцами, имеющими ярко выраженное опалесцентное гало (у молодых пациентов), в систему Essentia входит специальный эмалевый материал (опалесцентный модификатор), при использовании которого гарантирован абсолютно естественный эффект опалесценции.
Клинический случай: жевательная группа зубов
- Рис. 1. Изначальная ситуация. Кариозное поражение окклюзионной поверхности первого нижнего моляра.
- Рис. 2. Полная изоляция рабочего поля.
- Рис. 3. Ситуация по завершении препарирования полости.
- Рис. 4. Нанесение бондинга.
- Рис. 5. Нанесение дентинного оттенка композита. Оттенок » Темный дентин.»
- Рис. 6. Нанесение эмалевого оттенка композита. Оттенок «Светлая эмаль».
- Рис. 7. Имитация затемнения фиссур. используется смесь черного и красно-коричневого модификатора.
- Рис. 8. Окончательная обработка и полировка.
- Рис. 9. Внешний вид реставрации сразу после завершения работы.
- Рис. 10. Окончательный внешний вид реставрации после полной регидратации.
В составе системы Essentia присутствуют всего три оттенка дентина; от светлого к темному их насыщенность увеличивается, а опаковость уменьшается, что соответствует естественным особенностям возрастных изменений зубов.
Для внешней и внутренней характеризации реставраций, например моделирования фиссур или белых пятен, система Essentia содержит также три жидкотекучих модификатора (красителя): белый, черный и красно-коричневый. Наконец, стремясь к максимальному упрощению работы стоматолога, в систему также включили один универсальный оттенок композитного материала, обладающий оптимизированным «эффектом хамелеона». Этот материал предназначен в основном для выполнения реставраций жевательной группы зубов одним оттенком. Благодаря своим свойствам он также является неплохой альтернативой для фиксации реставраций на композит с использованием методики предварительного нагрева композитного материала.
Важно также отметить, что дентинные и эмалевые оттенки, входящие в систему, обладают различным химическим составом.
Клинический случай: фронтальная группа зубов
- рис. 1. Изначальная ситуация.Обесцвеченные передние резцы со старыми реставрациями,неправильно подобранный оттенок реставраций.
- Рис. 2. Изначальная ситуация. Обесцвеченные передние резцы со старыми реставрациями, неправильно подобранный оттенок реставраций.
- Рис. 3. Изначальная ситуация. Общий вид улыбки.
- Рис. 4. Определение оттенков с помощью снимков, изготовленных с использованием поляризационного светофильтра Polas eyes. На поверхности зубов наносятся и фотополимеризуются маленькие капли композита (без применения бондинга). На пришеечной трети зуба нанесены «Светлый дентин» и «Обычный дентин», на режущей трети-«Светлая эмаль» и «Опалесцентный модификатор» (на центральном резце).
- Рис. 5. Полная изоляция рабочего поля, левый центральный резец.
- Рис. 6. Препарирование. Удаление старой реставрации, минимальная редукция эмали (0,1-0,2 мм), пескоструйная обработка поверхности.
- Рис. 7. Протравливание эмали (35%-ный раствор ортофосфорной кислоты).
- Рис. 8. Нанесение бондинга.
- Рис. 9. Использование силиконового ключа для моделирования небной эмалевой стенки реставрации.
- Рис. 10. Сформирована небная эмалевая стенка реставрации. Оттенок «Светлая эмаль».
- Рис. 11. Реконструкция проксимальной стенки с помощью матрицы и клинышков. Оттенок «Светлая эмаль».
- Рис. 12 Послойное моделирование дентина от пришеечной области до режущего края одним оттенком. оттенок «Светлый дентин».
- Рис. 13. Нанесение опалесцентного оттенка материала на режущий край зуба. Оттенок » Опалесцентный модификатор».
- Рис. 14. Послойное моделирование эмали от пришеечной области до режущего края одним оттенком. Оттенок «светлая эмаль».
- Рис. 15. Оконтуривание и предварительная полировка с помощью диска.
- Рис. 16. Полировка резиновым наконечником с алмазной крошкой.
- Рис. 17. Детализация поверхности с помощью алмазного бора.
- Рис. 18. Окончательная полировка кистью из козьей шерсти и алмазной пастой.
- Рис. 19. Полировка проксимальных областей с помощью штрипса.
- Рис. 20. Окончательный вид реставрации после полировки.
- Рис. 21. Фото на контрастном фоне для проверки.
- Рис. 22. Препарирование правого центрального резца.
- Рис. 23. Вид правого центрального резца в процессе лечения,уже сформирована небная эмалевая стенка и нанесен дентинный композит.
- Рис. 24. Окончательный вид реставраций в полости рта.
- Рис. 25. Окончательный вид реставрации на контрастном фоне, фото с экспозицией.
- Рис. 26. Окончательный вид реставраций на контрастном фоне,проверка текстуры;при выполнении снимка использовался отражатель софтбокс.
- Рис. 27. Окончательный внешний вид реставрации после полной регидратации.
- Рис. 28. Оценка оттенков реставрации с помощью снимков,изготовленных с использованием поляризационного светофильтра Polar eyes.Хорошее цветовое совпадение реставрации с боковым резцом.
- Рис. 29. Окончательный внешний вид реставрации после полной регидратации. Проверка текстуры поверхности.
- Рис. 30. Окончательный внешний вид реставрации после полной регидратации.Общий вид улыбки пациента.
Дентинные оттенки оптимизированы таким образом, чтобы давать максимальный эффект рассеивания светового потока, имитируя аналогичное свойство естественного дентина; эмалевые же оттенки обладают более высокой светопроницаемостью, а также хорошо полируются и долго сохраняют гладкость и блеск поверхности. Приведенные в статье клинические случаи убедительно демонстрируют, что клинические результаты, полученные при работе с новой упрощенной системой композитов, соответствуют современным высоким стандартам стоматологии; выполненные реставрации сливаются с естественными тканями зубов и органично вписываются в общий вид улыбки пациента.
Таким образом, мы можем с уверенностью заявить, что максимальное упрощение композитных систем — это уже не будущая вероятность, но существующая действительность.
Хавьер Тапиа Гуадикс (Javier Tapia Guadix) родился в 1978 году в Мадриде, в Испании. Окончил стоматологическое отделение Европейского университета Мадрида (European University of Madrid) в 2003 году, затем работал там же на кафедре ортопедии в 2004-м.
В 2005-м начал карьеру профессионального художника по компьютерной графике с акцентом на иллюстрировании, анимации и разработке приложений. Для этих целей основал фирму Juice — Dental Media Design. Также в 2005-м получил Академическую награду за заслуги от Испанской коллегии стоматологов 1-го региона (Spanish College of Dentists from the 1st Region) за свой вклад в продвижение новых технологий в стоматологии. В 2011 году совместно с Панагиотисом Базосом (Panaghiotis Bazos) и Джанфранко Политано (Gianfranco Politano) основал компанию Bio Emulation group. Активно сотрудничает с несколькими европейскими университетами, является членом комиссии GC Restorative Advisory Board. Также работает в своей частной клинике в Мадриде, уделяя особое внимание реставрационной и эстетической стоматологии. Читает лекции на международных мероприятиях, принимал участие во множестве конгрессов, практических курсов и видеокурсов. Автор нескольких опубликованных статей, посвященных реставрационной стоматологии, фотографии в стоматологии, а также применению компьютеров в стоматологии.