Роль профилактических мероприятий в реализации программ профилактики в организованных детских коллективах

Мировым сообществом в 1998 г. принята программа достижения «Здоровье для всех в XXI столетии». В ней изложены глобальные приоритеты на первые два десятилетия XXI века и задачи для достижения и поддержания наиболее высокого уровня здоровья населения.

Европейское региональное бюро ВОЗ в Копенгагене разработало информационную систему стоматологического здоровья ORATEL, в основу которой взят индекс КПУ зубов [1]. Рекомендуется использовать новые критерии оценки КПУ в возрасте 12 лет: 0—0,50 — очень низкий, 0,51—1,50 — низкий, 1,51—3,00 — средний, 3,01—6,50 — высокий, 6,51—10,00 — очень высокий. Кроме того, ВОЗ не допускает удаления постоянных зубов по поводу кариеса у 18-летних подростков [2].

Практикующие врачи-стоматологи осознают возможность профилактики кариеса зубов и болезней пародонта. Они прекрасно понимают, что стоматологический статус детей оказывает значительное влияние на их общее здоровье [3]. С этой целью сотрудники СП ГБОУ ВПО «КубГМУ» Минздравсоцразвития России участвуют в реализации программы профилактики в организованных детских коллективах под патронажем Ассоциации гигиенистов стоматологических России.

Целью программы является обеспечение стоматологического здоровья детей школьного возраста, т. е. уменьшение распространенности кариеса у детей, снижение количества осложнений кариеса, уменьшение количества удаленных зубов из-за осложнений, уменьшение интенсивности болезней пародонта.

Для участия в программе были задействованы дети гимназии № 48. Стоматологический осмотр, включающий определение индекса гигиены (РНР), десневого индекса GI, интенсивности кариеса временных и постоянных зубов по индексу кп и КПУ, проводился в детском отделении СП ГБОУ ВПО «КубГМУ» Минздравсоцразвития России. Там же в полном объеме осуществляли стоматологическое лечение по показаниям. Все лечебные процедуры проводились с письменного согласия родителей.

На кафедре пропедевтики и профилактики стоматологических заболеваний проводились уроки здоровья — обу­чали детей правилам гигиены полости рта, говорили о правильном питании. На основании полученных данных осмотра для каждого ребенка были составлены индивидуальные программы. Каждому ребенку были выданы зубные пасты и щетки для домашнего пользования (рис. 1, 2).

Рис. 1.

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 2.

Кафедрой пропедевтики и профилактики стоматологических заболеваний разработаны опросники с целью выявления усвоения содержания лекций и бесед по гигиене полости рта. Через 6 месяцев были проведены повторный осмотр школьников и контрольная чистка зубов. На кафедре провели анкетирование детей на вопрос определения уровня знаний по вопросам гигиены полости рта и профилактики кариеса.

Из них 89,1 % знают, что зубы нужно чистить утром после завтрака и вечером после ужина перед сном. Из всех опрошенных 99,1 % понимают, что именно зубной налет содержит вредные микроорганизмы и является главным предрасполагающим фактором в развитии кариеса и болезней пародонта. В то же время 72,4 % не знают симптомов кариеса зубов и 89,6 % незнакомы с симптомами заболеваний десен, хотя на вопрос: «Есть ли у вас кровоточивость десен при чистке зубов?» — 42,3 % ответили да.

На вопрос: «Кто научил вас чистить зубы?» — 49,8 % ответили, что знания получили в стоматологической поликлинике. Зубы они чистят по стандартной методике: подметающими движениями, вертикальными и завершают чистку круговыми движениями. Горизонтальными движениями чистят зубы школьники, освоившие данную процедуру самостоятельно или с помощью родителей.

В беседе с детьми уделялось внимание вопросам питания, т. е. умению ограничить потребление рафинированных углеводов, особенно в промежутках между основными приемами пищи, полосканию рта после еды для сохранения стоматологического здоровья (рис. 3, 4).

Рис. 3.

Рис. 3.

Рис. 4.

Рис. 4.

Дети (90 %) знают, что прием сладкого следует ограничивать, хотя 64,6 % детей не считают это необходимым.

Сегодня есть все условия, которые позволяют наглядно и индивидуально обучить детей как методике чистки зубов, так и контролю за качеством гигиены полости рта. Сочетанное применение методов профилактики кариеса: фториды, силанты, ограничение сладкого, гигиена полости рта — позволит снизить распространенность кариеса.

Существующие методики профилактики еще не в полном объеме обеспечивают медицинскую эффективность. Однако комплексные этиопатогенетические лечебно-профилактические мероприятия дают стойкие отдаленные позитивные результаты.

В связи с этим санацию следует считать завершенной после профессиональной гигиены, обучения и закрепления правил чистки зубов, герметизации фиссур и проведения необходимых реминерализующих мероприятий [5]. Именно они должны найти применение в практическом здравоохранении как в государственных, так и в частных лечебно-профилактических учреждениях.

Литература

  1. Кузьмина Э. М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие. — М., 2005. — С. 120—121.
  2. Курякина Н. В., Савельева Н. А. Стоматологическая профилактика. — Н. Новгород, 2005. — С. 45—47.
  3. Лукиных Л. М. Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта. — М.: Медицина, 2003. — С. 156—157, 188—189.

Полный список литературы находится в редакции.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций