Роль профилактических мероприятий в реализации программ профилактики в организованных детских коллективах

Мировым сообществом в 1998 г. принята программа достижения «Здоровье для всех в XXI столетии». В ней изложены глобальные приоритеты на первые два десятилетия XXI века и задачи для достижения и поддержания наиболее высокого уровня здоровья населения.

Европейское региональное бюро ВОЗ в Копенгагене разработало информационную систему стоматологического здоровья ORATEL, в основу которой взят индекс КПУ зубов [1]. Рекомендуется использовать новые критерии оценки КПУ в возрасте 12 лет: 0—0,50 — очень низкий, 0,51—1,50 — низкий, 1,51—3,00 — средний, 3,01—6,50 — высокий, 6,51—10,00 — очень высокий. Кроме того, ВОЗ не допускает удаления постоянных зубов по поводу кариеса у 18-летних подростков [2].

Практикующие врачи-стоматологи осознают возможность профилактики кариеса зубов и болезней пародонта. Они прекрасно понимают, что стоматологический статус детей оказывает значительное влияние на их общее здоровье [3]. С этой целью сотрудники СП ГБОУ ВПО «КубГМУ» Минздравсоцразвития России участвуют в реализации программы профилактики в организованных детских коллективах под патронажем Ассоциации гигиенистов стоматологических России.

Целью программы является обеспечение стоматологического здоровья детей школьного возраста, т. е. уменьшение распространенности кариеса у детей, снижение количества осложнений кариеса, уменьшение количества удаленных зубов из-за осложнений, уменьшение интенсивности болезней пародонта.

Для участия в программе были задействованы дети гимназии № 48. Стоматологический осмотр, включающий определение индекса гигиены (РНР), десневого индекса GI, интенсивности кариеса временных и постоянных зубов по индексу кп и КПУ, проводился в детском отделении СП ГБОУ ВПО «КубГМУ» Минздравсоцразвития России. Там же в полном объеме осуществляли стоматологическое лечение по показаниям. Все лечебные процедуры проводились с письменного согласия родителей.

На кафедре пропедевтики и профилактики стоматологических заболеваний проводились уроки здоровья — обу­чали детей правилам гигиены полости рта, говорили о правильном питании. На основании полученных данных осмотра для каждого ребенка были составлены индивидуальные программы. Каждому ребенку были выданы зубные пасты и щетки для домашнего пользования (рис. 1, 2).

Рис. 1.

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 2.

Кафедрой пропедевтики и профилактики стоматологических заболеваний разработаны опросники с целью выявления усвоения содержания лекций и бесед по гигиене полости рта. Через 6 месяцев были проведены повторный осмотр школьников и контрольная чистка зубов. На кафедре провели анкетирование детей на вопрос определения уровня знаний по вопросам гигиены полости рта и профилактики кариеса.

Из них 89,1 % знают, что зубы нужно чистить утром после завтрака и вечером после ужина перед сном. Из всех опрошенных 99,1 % понимают, что именно зубной налет содержит вредные микроорганизмы и является главным предрасполагающим фактором в развитии кариеса и болезней пародонта. В то же время 72,4 % не знают симптомов кариеса зубов и 89,6 % незнакомы с симптомами заболеваний десен, хотя на вопрос: «Есть ли у вас кровоточивость десен при чистке зубов?» — 42,3 % ответили да.

На вопрос: «Кто научил вас чистить зубы?» — 49,8 % ответили, что знания получили в стоматологической поликлинике. Зубы они чистят по стандартной методике: подметающими движениями, вертикальными и завершают чистку круговыми движениями. Горизонтальными движениями чистят зубы школьники, освоившие данную процедуру самостоятельно или с помощью родителей.

В беседе с детьми уделялось внимание вопросам питания, т. е. умению ограничить потребление рафинированных углеводов, особенно в промежутках между основными приемами пищи, полосканию рта после еды для сохранения стоматологического здоровья (рис. 3, 4).

Рис. 3.

Рис. 3.

Рис. 4.

Рис. 4.

Дети (90 %) знают, что прием сладкого следует ограничивать, хотя 64,6 % детей не считают это необходимым.

Сегодня есть все условия, которые позволяют наглядно и индивидуально обучить детей как методике чистки зубов, так и контролю за качеством гигиены полости рта. Сочетанное применение методов профилактики кариеса: фториды, силанты, ограничение сладкого, гигиена полости рта — позволит снизить распространенность кариеса.

Существующие методики профилактики еще не в полном объеме обеспечивают медицинскую эффективность. Однако комплексные этиопатогенетические лечебно-профилактические мероприятия дают стойкие отдаленные позитивные результаты.

В связи с этим санацию следует считать завершенной после профессиональной гигиены, обучения и закрепления правил чистки зубов, герметизации фиссур и проведения необходимых реминерализующих мероприятий [5]. Именно они должны найти применение в практическом здравоохранении как в государственных, так и в частных лечебно-профилактических учреждениях.

Литература

  1. Кузьмина Э. М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие. — М., 2005. — С. 120—121.
  2. Курякина Н. В., Савельева Н. А. Стоматологическая профилактика. — Н. Новгород, 2005. — С. 45—47.
  3. Лукиных Л. М. Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта. — М.: Медицина, 2003. — С. 156—157, 188—189.

Полный список литературы находится в редакции.

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Клинико-технические аспекты изготовления детских съемных протезов
07 июля 2010
1804
Д-р Сандра Зипманн (Sandra Siepmann) отделение ортопедической стоматологии клиники Университета Фрайбурга Д-р Александра Иоана Хольст (Alexandra Ioana Holst) Клиника № 3 ортодонтии...
К вопросу организации гигиенического обучения и стоматологического...
09 сентября 2010
2459
Г. М. Флейшер врач-стоматолог (Липецк), лауреат финала чемпионата стоматологического мастерства в номинации «Профилактика стоматологических заболеваний» Общеизвестно, что программа стоматологической профилактики населения...
Предложения специалистов ЦНИИС по оказанию профилактической стоматологической...
12 декабря 2010
1965
А. А. Кулаков д. м. н., профессор, директор института ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Росмедтехнологий В. Т. Шестаков д. м. н., заместитель...