Секреты эстетики Джеральда Убасси
Работа зубного техника кропотливая, трудоемкая и, конечно, творческая. В настоящее время в современной стоматологии все больше и больше внимания уделяют эстетике, цвету и форме зубов. Каждый техник, стремящийся к развитию и успеху, старается полностью отдаваться любой своей работе. Качественно изготовить разборную модель, обработать уступы, отмоделировать и посадить каркас.
Выполнить нанесение керамики так, чтобы готовая работа была подобна натуральным зубам, с естественной прозрачностью, яркостью, флюоресцентностью и т. д. Выдержать форму зубов, уделяя особое внимание текстуре и граням. Все это требует много времени и вдохновения. Как ни удивительно, именно вдохновение — главная составляющая этой работы. За ним я и поехала к всемирно известному мастеру Джеральду Убасси. Он — великий техник, творец и художник. Он всегда следует своей философии, которая заключается в том, чтобы замечать и воспроизводить красивые естественные зубы, о чем он рассказывает в своих книгах, презентациях, на страничке в Facebook. В этой статье мне хотелось бы вам рассказать о нюансах его работы, которые очень помогают делать протезные конструкции более естественными.
Эмаль естественных зубов имеет различные сочетания света и тени (яркость). В нашем случае яркость — это степень присутствия в цвете черного или белого. Во время изучения зубов пациента необходимо определить степень яркости эмали. Если эмаль яркая, она уводит общий цвет зуба в белый оттенок, если наоборот, то в серый. Добиться увеличения яркости реставрации можно как на обжиге дентина, так и на обжиге эмали, а уменьшения яркости готовой реставрации — только на обжиге эмали. Соответственно, для удобства определения степени яркости и прозрачности Д. Убасси разработал таблицы образцов (назовем их шкалами), которые рекомендует всем изготовить и использовать в работе с пациентом. Итак, для изготовления шкалы оттенков серой эмали необходимо использовать инцизальную массу средней яркости и интенсивную серую в постепенной прогрессии 10 %, 20 %, 30 % и т. д. (рис. 1).
Таким же образом делается шкала образцов белого цвета. Для этого добавляется уже интенсивный белый материал также в прогрессии 10 %, 20 %, 30 % и т. д. (рис. 2).
Эмаль естественных зубов не всегда имеет одинаковую транслюцентность. Резцовая треть зубов может быть как прозрачной, так и опаковой, быть в тоне с дентином. На рис. 3 присутствует транспарентный режущий край, а на рис. 4, наоборот, он отсутствует.
Степень полупрозрачности можно повысить с помощью массы Neutral. Итак, для изготовления шкалы прозрачности необходимо добавить в резцовую массу 10 %, 20 %, 30 %, 50 % нейтрального материала (рис. 5). Аналогично полупрозрачность реставрации может быть уменьшена. Для этого в инцизальную массу добавляется 10 %, 20 %, 30 % и т. д. дентина (рис. 6).
В общей сложности мы получаем 4 шкалы для определения яркости и прозрачности эмали.
Теперь хочу рассказать о таком нюансе, как «разбавленный дентин». Г-н Убасси в любом своем нанесении керамики всегда использует его. Если внимательно рассматривать естественные зубы, то можно заметить, что дентин не всегда имеет однородную плотность, он как будто размытый. В связи с этим всегда существует необходимость в нанесении полупрозрачного дентина по всей поверхности реставрации или в определенной области. Чтобы увеличить прозрачность дентина, достаточно добавить 50 % нейтральной массы (рис. 7).
Она нейтральна и прозрачна, не изменяет яркости зуба, но увеличивает полупрозрачность дентина за счет уменьшения опаковости. «Разбавленный дентин» также можно использовать для иммитации прогрессивной полупрозрачности дентина ближе к режущему краю.
Следующий нюанс, о котором рассказывал мастер, — это «зона абсорбции». Абсорбция — от лат. absorptio от absorbere — поглощать. Анализируя множество фотографий естественных зубов, Д. Убасси сделал вывод, что в тканях зубов часто отмечаются более или менее светопоглощающие области. Они кажутся более серыми, но ошибочно делать их такими, используя серый цвет. В таких случаях необходимо использовать материалы, которые поглощают свет.
Пристальное изучение поглощающего слоя показывает, что он всегда состоит из насыщенного фиолетового цвета. Поэтому для его формирования необходимо смешать прозрачные импульсные массы с фиолетовой массой 50/50 (рис. 8).
Эта смесь предназначена для имитации естественного «просвечивания» зуба. Зона абсорбции располагается в области режущего края или на аппроксимальных поверхностях (рис. 9), а иногда и в цервикальной трети.
В эстетических реставрациях определение цвета зуба, тона и естественной его прозрачности является одним из самых сложных этапов. Связано это, прежде всего, с довольно непростой структурой построения естественных зубов. Поэтому при создании дентина важно дополнительно применять разбавленные дентинные массы, создавать ярко выраженные линии мамелонов и учитывать зоны, поглощающие свет. Применение всех этих знаний — большой труд и искусство. Большинство зубных техников работают по стандартной схеме нанесения керамической массы, по стандартной расцветке. Мало у кого есть время запечь образцы оттенков массы, а ведь это занимает не так много времени. Мало кто ездит на примерки для изучения зубов пациента и изготовления индивидуального тестера. Как нам кажется, на это уходит очень много времени.
А если на это посмотреть с другой стороны? Когда вы будете знать полную картину, когда вы будете с легкостью определять зоны зубов, когда у вас будут подсказки в виде шкал, тогда исполнение красивой реставрации будет проще и быстрее.
На сегодняшний день возможности всех керамических масс позволяют воспроизвести любую картину с минимальными усилиями.