Спирография при ортодонтическом лечении

Новое изображениеА. А. Адамчик

д. м. н., директор НМЦ «Ваш доктор» (Краснодар)

Зубочелюстно-лицевая патология, как правило, сопровождается функциональными нарушениями, которые заключаются в снижении эффективности жевания, неправильном глотании, ротовом дыхании, нарушении осанки. Диагностика этих нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение для планирования профилактических и лечебных мероприятий [1, 2, 5—9].

В последние годы у пациентов с аномалиями прикуса отмечаются нарушения функции дыхания и заболевания дыхательной системы. Этиологическими факторами нарушения функции дыхания являются заболевания лор-органов (искривление носовой перегородки, гипертрофия носовых раковин, глоточных и небных миндалин, нарушение смыкания губ, глоссоптоз, диспропорция роста лимфоидной ткани глоточного кольца, изменение положения языка и другие причины) [5, 7, 8].

С 2001 года было принято 202 пациента с различными аномалиями прикуса, активное лечение которых в настоящее время окончено: они находятся на ретенционном наблюдении.

Все пациенты были распределены в 4 группы в зависимости от аномалии прикуса (табл. № 1). Возраст пациентов — от 3 до 53 лет, 71 мужского пола и 131 женского.

Таблица № 1. Распределение пациентов в группы в зависимости от аномалии прикуса

Группы пациентов в зависимости от аномалии прикуса

Число

%

Возраст

Средний возраст

  1. Вертикальная резцовая дизокклюзия

134

65

7—36

17

2. Буккооклюзия

8

4

3—15

10

3. Дистальная окклюзия

48

25

7—34

13

4. Мезиальная окклюзия

12

6

6—15

8

Все патологии прикуса

202

4 пациентам этих групп ранее проводилось ортодонтическое лечение. Всем остальным ортодонтическое лечение проводилось впервые.

Продолжительность наблюдения за пациентами составила от 1 до 10 лет.

В процессе лечения была изпользована следующая аппаратура.

I. Съемные ортодонтические аппараты механического действия (20):

— пластинки с вестибулярной дугой (14);

— пластинки с вестибулярной дугой и решеткой для языка (2);

— пластинки с винтом, секторальным распилом (4);

II. Миофункциональные трейнеры (16):

— пластинки Хинса — 8;

— функциональные трейнеры — 4;

— LM-активаторы — 4.

III. Аппараты функционального действия (9):

— Френкеля I типа (4);

— Аппарат Гербста (5).

IV. Несъемная ортодонтическая аппаратура (153):

— брекеты Ormco, лигатурные прописи Александера — 59;

— брекеты пассивного самолигирования «Даймон» — 79;

— брекеты «Даймон» в сменном прикусе — 15;

— сочетание аппарата Гербста и брекет-системы — 5.

  1. Система Incognito — 2.

  2. Система Invisaling — 2.

Всем пациентам после лечения изготавливались ретенционные пластинки, съемные с вестибулярной дугой. Ретейнеры несъемные в виде металлических пластин и Flex-проволоки или позолоченная Flex-проволока, зафиксированная композитным материалом с язычной поверхности. Миофункциональный трейнер использовался как ретенционный в большинстве случаев патологии прикуса. Всем разрабатывалась индивидуальная схема использования ретенционных комбинаций.

У всех пациентов собирался анамнез сопутствующей патологии внутренних органов и систем (табл. № 2).

Основное заболевание

Число случаев сопутствующих заболеваний

Число пациентов

Сердечно-сосудистой патологии

Хронические очаги инфекции лор-органов

и заболевания органов дыхания

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Заболевания зрительного аппарата

Заболевания почек

Дискинезия желчного пузыря

Заболевания ЖКТ

Вертикальная резцовая дизокклюзия

134 (65 %)*

14 (10 %)

26 (20 %)

20 (15 %)

20

(15 %)

12 (9 %)

12

(9 %)

14 (10 %)

Буккооклюзия (перекрестный прикус)

8 (4 %)

1 (12 %)

2 (25 %)

1 (12 %)

1

(12 %)

1 (12 %)

1

(12 %)

1

(12 %)

Дистальная окклюзия

48 (25 %)

10 (21 %)

13 (29 %)

8 (17 %)

10

(21 %)

1 (2 %)

8

(17 %)

4

(8 %)

Мезиальная окклюзия

12 (6 %)

1 (8 %)

6 (50 %)

4 (33 %)

4

(33 %)

1 (8 %)

2 (16 %)

1 (8 %)

Всего

202 (100 %)

26 (13 %)

47 (23 %)

33 (16 %)

35 (17 %)

15 (7 %)

11 (7 %)

20 (10 %)

Пациентам проводили комплексное исследование челюстно-лицевой области, функциональное состояние дыхательной системы, так как ее нарушение встречалось в большинстве случаев.

Если в прошлом пациентам проводились какие-либо лечебные мероприятия (ортодонтические, логопедические, хирургические), тщательно оценивался эффект проведенного лечения. Осмотр проводили согласно общепринятой схеме при обследовании ортодонтических пациентов [3].

Для выявления ряда функциональных нарушений обращали внимание на характер речи, дыхания, жевания, степень открывания рта и боковых движений нижней челюсти.

Для оценки гигиены полости рта использовали объективные показатели (индексы), которые характеризовали качество и количество зубных отложений. Использовались тесты слюны фирмы GS, определяющие качество и буферный состав слюны. После этого разрабатывалась индивидуальная программа профессиональной и домашней профилактики во время ортодонтического лечения и после него.

Исследование функции внешнего дыхания (ФВД или спирография) проводили согласно рекомендациям Санкт-Петербургского медицинского института имени академика И. П. Павлова [4] на компьютерной системе для исследования ФВД Microspirotil-601. Расшифровку проводили согласно рекомендациям ЕССУ по проведению тестов исследования легочной функции и значения должных величин для различных вентиляционных параметров [4, 6, 11]. Результаты исследования обрабатывали методом вариационной статистики.

Спирографию проводили в положении пациента сидя в первой половине дня, натощак или не ранее чем через 1—1,5 часа после еды, с учетом возраста, пола, веса, роста, атмосферного давления, температуры воздуха. Показатели спирометрии переводились в процентное соотношение к должным величинам, что позволило их сравнить, так как исследовались люди разного возраста (от 5 до 53 лет), роста и веса. Перед исследованием испытуемому излагали краткую информацию о цели предстоящего исследования, объясняли, а иногда и демонстрировали особенности дыхательных маневров, которые ему предстояло выполнить. Дыхательные пути пациента подключали к прибору посредством загубника и мундштука, при этом использовали носовой зажим для предотвращения утечки воздуха. При регистрации жизненной емкости легких (ЖЕЛ) рекомендовали произвести глубокий вдох и максимально полный спокойный выдох. При регистрации форсированной ЖЕЛ (ФЖЕЛ) пациенту предлагали сделать максимально глубокий спокойный вдох и после небольшой паузы, 1—2 секунды, максимально быстро и энергично выдохнуть до предела (форсированный выдох). Максимальное усиление достигалось в начале маневра форсированного выдоха и поддерживалось на всем его протяжении. Тесты повторяли не менее 3 раз до получения совпадающих результатов.

Полученные показатели (табл. № 3) выражались как в численной, так и в графической форме (рис. 1), сравнивались в процентах с должными величинами (ДВ) (табл. № 3), теми значениями показателей, которые наиболее вероятны для здорового человека данного пола, возраста, роста и являются для него среднестатистической нормой. В компьютерную систему введена ДВ, разработанная European Coal and Steel Community (Европейское сообщество угля и стали) (ЕССУ) [4, 6, 11] (компьютерная система для исследования ФВД Microspirotil-601).

Рис. 1. Типичные спирограммы (кривые объем - время) пациентов с бронхиальной обструкцией и здоровых лиц.

Рис. 1. Типичные спирограммы (кривые объем — время) пациентов с бронхиальной обструкцией и здоровых лиц.

В исследовании использовались основные показатели функции внешнего дыхания: статические легочные объемы (ЖЕЛ) и динамические параметры дыхательного акта.

Статические легочные объемы:

ЖЕЛ (Vital Capacity VC) — жизненная емкость легких — это разница легочного объема при состоянии полного вдоха и полного выдоха, следовательно, ЖЕЛ = РО вд. + РО выд. + ДО (РО вд. — резервный объем вдоха, РО выд. — резервный объем выдоха, ДО — дыхательный объем).

ОEЛ (SVC) = ТLC — общая емкость легких — объем воздуха, находящегося в легких при максимальном вдохе. ОЕЛ = ЖЕЛ + ОО.

ОО (RV) — остаточный объем — это объем воздуха, который остается в легких по окончании полного выдоха.

Важным явилось исследование функции внешнего дыхания, особенно динамических параметров, дыхательного акта, позволивших обнаружить нарушения бронхиальной проходимости на ранних, доклинических стадиях заболевания органов дыхания у детей.

Исследование функции внешнего дыхания у детей с аномалиями прикуса до начала лечения (состав больных с аномалиями прикуса приводится в табл. № 1) проводилось у 202 пациентов в возрасте от 3 до 53 лет.

Была использована контрольная группа здоровых людей, не имеющих аномалии прикуса, в составе 64 человек в возрасте 7—28 лет.

Как видно из представленных данных у здоровых пациентов (табл. № 3), показатели функции внешнего дыхания, как статические, так и динамические, не выходили за пределы нормальных колебаний (и величин) и существенно не различались у лиц мужского и женского пола.

У пациентов с патологией прикуса исследовали функцию внешнего дыхания до начала лечения (табл. № 3), при этом установлено, что у пациентов мужского пола ЖЕЛ несколько выше, чем у женского, ЖЕЛ как у мужского, так и у женского пола снижена по сравнению с контрольной группой на 6,8 и 12,6 % соответственно.

Очень легкое снижение ЖЕЛ, в пределах 70—73 %, отмечено у 16 % обследованных.

ФЖЕЛ умеренно снижена у мужского и женского пола, соответственно, на 29,5 и 22,1 %.

ОФВ1, как один из наиболее чувствительных показателей бронхиальной проходимости, умеренно снижен у мужского пола на 30,7 %, а у женского на 26,7 %. Индекс Тиффно мужского и женского пола снижен на 30,8 и 32,6 % соответственно.

ПОС выд. — пиковая объемная скорость у мужского пола умеренно снижена, на 47,6 %, а у женского легкое снижение, на 47,1 %, то есть почти вдвое, и соответствует умеренной степени снижения.

СОС25-75 — средняя объемная скорость снижена у мужского пола на 22,4 %, у женского на 22,7 % по сравнению с практически здоровыми, однако эта величина соответствует нижней границе условной нормы.

При исследовании у пациентов до лечения мгновенных объемных скоростей МОС25, МОС50, МОС75 наиболее выраженные изменения выявлены МОС75, что, как известно, отражает сопротивление дыхательных путей на уровне 75 % ФЖЕЛ бронхов диаметром меньше 3 мм, то есть мелких бронхов. Так, МОС25 до лечения у пациентов мужского и женского пола с аномалиями прикуса существенно не отличаются от нормальных величин. В то же время установлено снижение МОС50 у лиц мужского пола на 31,7 %, а у женского на 33,7 %. Наибольшее снижение отмечено МОС75 у мужского пола на 50,7 % и у женского на 50,0 %, то есть в 2 раза, и это соответствует легкому снижению (табл. № 5). Таким образом, наиболее информативными тестами, характеризующими бронхиальную проходимость, в наших исследованиях оказались МОС75, ПОС, ОФВ1 и индекс Тиффно.

Проведенные исследования показали, что у большинства пациентов с аномалиями прикуса (84 %) имелись легкие и умеренные нарушения бронхиальной проходимости, которые не проявлялись клинически и были впервые выявлены при проведении исследования функции внешнего дыхания (кривая объем — поток), которые могут трансформироваться в заболевания с бронхообструктивным синдромом (бронхит, бронхиальная астма и др.).

В результате комплексного лечения, сроком до 5 лет, у пациентов с вертикальными аномалиями жизненная емкость достигла физиологической нормы, а среди пациентов после устранения открытого, дистального и мезиального прикуса увеличение ЖЕЛ отмечено у 58 %. Бронхиальная проходимость у пациентов с аномалиями прикуса после проведенного ортодонтического лечения увеличилась и достигла по основным показателям условной нормы.

Комплексное лечение пациентов с аномалиями прикуса сопровождалось нормализацией смыкания зубных рядов и губ, а также функции мышц, окружающих зубные ряды, после завершения лечения, у обследованных улучшалась функция внешнего дыхания. ЖЕЛ повысилась и достигла в основном нормальных величин. Улучшилась бронхиальная проходимость, что подтверждается увеличением значений ФЖЕЛ, ОФВ1, индекса Тиффно, ПОСвыд., МОС50,75.

Для восстановления функции внешнего дыхания также рекомендовали применение разработанных нами комплексов дыхательных гимнастических упражнений, упражнений, усиливающих вдох, звуковых упражнений [10].

При выполнении этой работы была выбрана методика исследования, не только отличающаяся информативностью, но и доступная практикующим врачам большинства учреждений здравоохранения.

 

Таблица № 3. Показатели легочных объемов и форсированных вентиляционных потоков

Параметры, %
Здоровые дети
Дети с патологией прикуса

М

n-31

Ж

n-33

До лечения

После лечения

М

n-71

Ж

n-131

М

n-71

Ж

n-131

ЖЕЛ

89,01,2

87,01,0

83,01,2 х

78,01,3 х

89,01,4˚

84,01,6˚

ФЖЕЛ

88,01,3

86,01,1

62,01,8 х

67,01,7 х

78,01,7˚ х

77,01,5˚ х

ОФВ1

88,01,1

86,00,9

61,01,6 х

63,01,3 х

71,01,8˚ х

70,01,8˚ х

ОФВ1/ФЖЕЛ

91,02,1

92,01,8

63,01,7 х

62,01,8 х

85,01,7˚ х

86,01,9˚ х

ПОС

84,01,5

85,01,8

44,02,0 х

45,01,9 х

65,01,7˚ х

64,01,5˚ х

СОС 25-75

76,01,2

75,01,3

59,01,0 х

58,00,8 х

64,32,0˚ х

69,31,8˚ х

МОС 25

82,01,3

83,01,4

85,01,5

86,01,4

86,01,6

85,01,7

МОС 50

82,01,8

83,01,5

56,01,6 х

55,01,8 х

75,01,8˚ х

74,01,8˚ х

МОС 75

77,01,5

78,01,3

38,02,0 х

39,01,9 х

62,01,8˚ х

64,01,6˚ х

Примечание: х — различия статистически достоверны в сравнении со здоровыми детьми (р<0,05);

о — различия статистически достоверны в сравнении с данными до лечения (р<0,05).

Аномалии вышележащих отделов лицевого скелета не развивались или были незначительны, если ребенку оказывались лечебные мероприятия в более раннем возрасте (от 3 до 6 лет).

При комплексном динамическом исследовании состояния челюстно-лицевой области после лечения выявлены значительные положительные изменения: у всех больных отмечено улучшение эстетики лица. У всех пациентов улучшилось состояние десны, в области, где имелись скученность или травмирующая окклюзия, слизистая приобрела здоровую бледно-розовую окраску. Мелкое преддверие полости рта было устранено, проведена пластика укороченных уздечек губ, языка, тяжей слизистой полости рта, отмечено совпадение межрезцовых линий зубных дуг верхней и нижней челюстей. Исключение составили лишь 8 (4 %) пациентов, у которых не достигнуто совпадение межрезцовых линий, по той причине, что родители отказались ее корректировать.

После ортодонтического лечения были достигнуты фиссуро-бугорковые контакты зубов-антагонистов, было уменьшено несоответствие размеров зубных дуг верхней и нижней челюстей.

Родители отмечали улучшение состояния дыхания, которое заключалось, со слов родителей, в том, что дети дышали в основном носом, губы находились в сомкнутом состоянии, напряжения в смыкании губ не было. Дети стали реже болеть простудными заболеваниями. У пациентов с нарушением речеобразования наблюдалась значительная нормализация в произношении звуков, слов. Язык в процессе речеобразования не прокладывался между зубами. Психоэмоциональное состояние пациентов также улучшилось, они стали менее замкнуты, пропал многими годами создаваемый комплекс «кривых зубов». Изменился характер поведения детей в коллективе, улучшилось общее эмоциональное состояние и настроение больных. Вес тела пациентов постепенно возвращался к норме.

Таким образом, полученные результаты позволили сделать вывод о необходимости включения изучения функции внешнего дыхания дополнительно к известным диагностическим методам обследования при зубочелюстной патологии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зубкова Л. П., Хорошилкина Ф. Я. Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии. — Киев: Здоровья, 1993.

  2. Зубкова Л. П., Община Н. В., Жуматий П. Г. Материалы научно-практ. конф. Одесского НИИ стоматологии. — Одесса, 1993.

  3. Хорошилкина Ф. Я. Руководство по ортодонтии. — М.,1999. — 218 с.

  4. Кваньер Ф., Таммелинг Дж., Коутс Дж., Педерсен О., Песлин Р., Иернолт Ж. К. Легочные объемы и форсированные вентиляционные потоки // Пульмонология. — 1993. — Прил. — С. 33—34.

  5. Куприянов В. В., Стовичек Г. В. Лицо человека. — М.: Медицина, 1988. — 272 с.

  6. Клемент Р. Ф., Зильбер Н. А. Методические рекомендации. Функционально-диагностические исследования в пульмонологии. — СПб.,1993. — С. 10—45.

  7. Малыгин Ю. М. О необходимости учета периодов роста лицевого скелета для своевременной профилактики и раннего лечения дистального прикуса // Материалы 3 конф. молодых научных работников. — М., 1967. — С22.

  8. Сакира М. В. Функциональное состояние жевательных мышц при аномалиях прикуса у взрослых: Дис. канд. мед. наук. — М., 1970. — 238 с.

  9. Учебно-методическое пособие по ортодонтии для студентов стоматологического факультета: Каф. ортодонтии и дет. протезирования. — М., 1992. — Ч. 2. — 19 с.

  10. Адамчик А. А. Ортодонтическое лечение детей и подростков с аномалиями прикуса и его влияние на функцию внешнего дыхания и ритма сердца: Дис. канд. мед. наук. — М., 2000. — 159 с.

  11. Ricketts R. M. // Amer.J. — Ortodont. — 1996, Vol. 52, № 6. P. 416—439.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций