Упрощенная техника композитной стратификации для реставрации окклюзионной поверхности

Сегодня все больше и больше внимания уделяется вопросу эстетики. Нельзя игнорировать этот аспект при планировании прямых композитных реставраций в области моляров. Но возможен ли идеальный вариант: достичь высокого эстетического результата при оптимальных затратах времени? Определенно да, если использовать простые, легкие в исполнении принципы техники стратификации и высококачественные композиты с подходящими оптическими свойствами.

Мой личный выбор — Tokuyama Sigma Quick для реализации концепции упрощенной методики 3D-стра­­­­тификации доктора Noboru Takahashi.

Данная техника наиболее оптимальна с точки зрения максимальной имитации твердых тканей зуба в предельно короткие строки при реставрациях І и ІІ классов. Эта техника аналогична технике объемного заполнения. Мы используем две большие порции композитного материала и одномоментно моделируем всю анатомию окклюзионной поверхности, не тратя дополнительного времени на пошаговое воссоздание отдельных бугорков и фиссур. Реализация данной методики возможна благодаря свойствам современных композитов и технологии их наносферического наполнения.

Эти факторы обеспечивают очень низкую усадку материала — около 1,3 %,что является минимальным показателем среди современных композитов.

Техника на самом деле очень проста, и для подтверждения этого рассмотрим пошаговую инструкцию:

  • удаление пораженных тканей и дефектных эмалевых призм;
  • селективное травление эмали с использованием самопротравливающего адгезива;
  • измерение расстояния от свода пульпы до вершин будущих бугорков с использованием пародонтального зонда.

Цель в том, чтобы уменьшить это расстояние до 3 мм, при необходимости заполнив полость первичной порцией композита соответствующего оттенка:

  • после полимеризации первичной порции композита заполнить дефект одной порцией эмалевого композита СE (Clean Enamel);
  • сгладить и адаптировать внесенную порцию с помощью кисточки;
  • спланировать будущую анатомию поверхности и отметить основные окклюзионные ориентиры с помощью зонда;
  • соединить все ориентиры фиссурами разной глубины, максимально имитируя их природную анатомию;
  • всегда стараться моделировать фиссуры в месте их природного размещения;
  • если реставрация готова, проверить состояние боковых стенок бугров и удалить избыток материала;
  • полимеризировать смоделированную реставрацию;
  • имитировать природную пигментацию в местах, где это необходимо;
  • проверить прикус и приступить к финальной обработке и полировке реставрации.

Следуя этой пошаговой инструкции, запросто можно получить хороший эстетический результат с минимальными затратами времени. Чтобы подтвердить эффективность описанного выше метода, хочу представить случай из моей клинической практики. Я использую такую же пошаговую технику, и это значительно повышает результативность моей работы.

Мой пациент — мужчина, чуть моложе 40 лет, имеет старую амальгамовую пломбу, композитные реставрации и признаки вторичного кариеса. Я предпочел удалить старые пломбы и заменить их новыми — более качественными, используя прямой метод реставрации. После проведения анестезии у меня было достаточно времени, чтобы определить цвет зубов перед их изоляцией. Этот момент является очень важным, поскольку после фиксации коффердама зубы становятся сухими и их оттенок определяется как более светлый (рис. 13 — 14).

В большинстве случаев оттенок натуральных твердых тканей зуба более светлый в области верхушек бугров и темнеет в промежутках между ними. В нашем случае был выбран оттенок A1 для бугров, А3 — для центральной зоны окклюзионной поверхности и А2 — в промежутках между буграми. Но действительно ли мы нуждаемся в дентинном композите, трех разных эмалевых оттенках, да еще и в дополнительной порции чистой эмали (оттенок Сlear Enamel) для достижения натурального цвета?

Нет, если используем «эффект хамелеона», присущий нашему композиту. В данном случае я использую только оттенок A3,5 и CE (Сlear Enamel).

Как же это работает? Если мы нанесем порцию композита на дно дефекта и оставим достаточно места между вершинами бугорков и слоем эмали, мы можем использовать вышеупомянутый «эффект хамелеона». Достигая вершин бугорков, наш оттенок эмали становится все светлее и светлее, и нам не нужно волноваться по поводу корректной цветопередачи.

Изолируйте рабочее поле после определения цвета и всегда используйте коффердам, поскольку это позволяет:

  • защитить пациента от заглатывания/вдыхания мелких частиц или инструментов;
  • очистить рабочее поле и улучшить обзор;
  • изолировать зону реставрации от ротовой жидкости, что обеспечивает лучшие условия для работы с адгезивными системами.

После препарирования и удаления кариозных тканей я провел окончательную очистку полости с помощью пескоструйной обработки (диметр частиц алюминия оксида — 50 мкм) для достижения идеально чистой по­­­­ве-
рхности.

Я предпочитаю использовать самопротравливающие адгезивные системы с техникой селективного травления эмали. Поскольку, как утверждают Feitosa и соавторы (2013), использование именно таких систем помогает в течение более длительного времени избежать наноподтекания между дентином и слоем бонда. Таким образом, мы можем не только избежать постоперационной чувствительности, но и обеспечить долговечность реставрации.

После бондинга следует начать вос­­становление аппроксимальных стенок дефекта, используя CE. При моделировании реставраций не стоит переусердствовать с препарированием зуба. Есть много преимуществ в том, чтобы сохранить правильную анатомическую форму аппроксимальных стенок дефекта:
• плоские контактные поверхности обеспечивают условия для лучшей чистки;
• проще планировать ортодонтическое лечение в будущем;
• проще добиться более эстетичного результата;
• предупреждение поломки реставрации.

Использование секционной матричной системы типа Triodent заметно облегчает работу. При формировании аппроксимальных стенок мы пытаемся максимально имитировать толщину и форму естественного слоя эмали.
А после их моделировки можем уда­­лить матрицу для лучшего обзора зоны реставрации.

Теперь мы должны определить тол­­­­­щину первичного слоя композита. Зафиксируйте пародонтальный зонд в зоне между бугорками и с его помощью измеряйте глубину полости. Нашей целью является достижение остаточного пространства толщиной 3 мм между бугорками и слоем эмалевого композита (СЕ).

Если расстояние значительно больше, мы уменьшаем его путем наложения дополнительной порции композита (A3,5), а если толщина пространства — 3 мм или меньше, вообще можем отказаться от дополнительной порции A3,5.

Таким образом, мы получаем идеальную «ящикообразную» форму эмалевого слоя. Нет причины бояться наносить композит одной порцией, если мы используем материал с низкой полимеризационной усадкой, такой как Tokuyama Sigma Quick.

После нанесения материала сглаживаем его и можем начинать моделировать окклюзионную поверхность. Далее удаляем излишки и полимеризируем 20 секунд.

Для придания реставрации естественного вида можно подкрасить фиссуры темно-коричневым, а на бугорках имитировать меловидные пятна.

Все, что остается, — проверить ок­­­клюзию, сделать финальную обработку и заполировать реставрацию. Для финальной обработки я использую твердосплавные боры и Astrobrush для полировки.

С помощью этой техники мы можем легко и быстро достичь эффекта почти невидимой реставрации. Таким образом, это самый легкий путь, чтобы удовлетворить требованиям пациентов к эстетике без ущерба для качества реставрации.

Рис. 20. Контрольная оценка 35 и 36 зубов через месяц.

Рис. 20. Контрольная оценка 35 и 36 зубов через месяц.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций