Устранение единичной рецессии десны в переднем отделе нижней челюсти

А. М. Аванесов
д. м. н., профессор, заместитель декана медицинского факультета РУДН, заведующий кафедрой общей стоматологии

К. А. Аванесов
врач-стоматолог общей практики, ассистент кафедры общей стоматологии РУДН

К. С. Пчелкина
студент медицинского факультета РУДН

Рецессии десны — достаточно часто встречаемая патология, которая может стать причиной потери зубов, появления эстетических изъянов и функциональных нарушений. Причины возникновения рецессий разнообразны: к примеру, анатомические особенности, такие как скученность зубов, мелкое преддверие полости рта. Hерациональная гигиена также может способствовать убыли мягких тканей, например, травматическая техника чистки зубов, вредные привычки. Нельзя исключать и окклюзионные перегрузки, дефекты, вызванные некачественным лечением, такие как нависающие края пломб, коронок, виниров. Причем эти факторы могут встречаться как по отдельности, так и в комплексе, что значительно ухудшает клиническую ситуацию и требует сложного лечения.

С большим сожалением стоит отметить, что данной весьма интересной тематике не уделялось должного внимания на стоматологических факультетах российских медицинских университетов; по этой причине нередко можно встретить или игнорирование проблемы (рис. 1), или нерациональный подход в устранении рецессий десны, как, например, закрытие оголенного корня композитным материалом там, где, совершенно очевидно, требуется мягкотканная пластика.

Рис. 1. Запущенное состояние патологического процесса.

Рис. 1. Запущенное состояние патологического процесса

Такой нерациональный «композитный» подход в конечном счете лишь усугубляет клиническую ситуацию, нарушая биологические параметры (рис. 2).

Рис. 2. Пример частого нерационального лечения рецессий композитом.

Рис. 2. Пример частого нерационального лечения рецессий композитом

В данном случае нависающие края композитных пломб сдавливают мягкие ткани, способствуя ретенции микробной бляшки, что инициирует локальный воспалительный процесс, который запускает механизм лизиса альвеолярной кости.

На примере нашей статьи мы хотим продемонстрировать, особенно молодым специалистам, делающим первые самостоятельные профессиональные шаги, что решение данной проблемы вполне по силам стоматологу общей практики, именно общей стоматологической практики, такой популярной и востребованной специализации, столь энергично развивающейся в современной российской стоматологии.

На кафедру общей стоматологии РУДН обратилась пациентка с жалобами на оголение десны, боль, кровоточивость во время чистки зубов и приема пищи в области 4.1 зуба (рис. 3, 4).

Рис. 3 Исходная клиническая картина.

Рис. 3. Исходная клиническая картина

 

Рис. 4. Исходная клиническая картина.

Рис. 4. Исходная клиническая картина

Клинический диагноз был поставлен на основании данных клинического осмотра: рецессия десны, III класс по Miller, в области 4.1 зуба.

Протокол клинического исследования включал в себя инструментальное обследование, определение уровня гигиены, фотографирование исходной клинической ситуации (обязательная опция для всех манипуляций, выполняемых на кафедре) при помощи зеркальной цифровой фотокамеры, укомплектованной макрообъективом и макровспышкой, контрольный прицельный рентгенологический снимок (рис. 5), на котором отчетливо видна потеря альвеолярной кости между 4.1 и 3.1 зубами, что хорошо видно и без снимка, судя по характерной архитектонике десневого сосочка. Отсутствие костной поддержки значительно усугубляет ситуацию и не дает возможности на 100 % устранить данную рецессию. Несмотря на наличие локальных патологических изменений, 4.1 зуб не имеет патологической подвижности и не имеет патологического пародонтального кармана, определяется незначительная кровоточивость при зондировании в области причинного зуба с вестибулярной стороны.

Рис. 5. Рентгенографический контроль костного дефекта

Определяется явный дефицит кератинизированной прикрепленной десны. С язычной стороны имеются незначительные плотные, низко минерализованные зубные отложения, имеющие преимущественно рост к режущему краю. Основная причина рецессии в данной ситуации — неустраненные своевременно ортодонтические проблемы в виде скученности зубов и чрезмерного вестибулярного наклона 4.1 зуба на фоне тонкого биотипа десны, именно по этой причине, лечение будет комплексным и осуществляться совместно с ортодонтом, после консультации с которым было принято решение до начала ортодонтического лечения хирургически устранить рецессию.

После анализа данных клинического осмотра решили устранить рецессию в два этапа. Почему выбран именно такой, поэтапный, а не одномоментный вариант? Дело в том, что при имеющемся биотипе десны (а именно, кератинизированной прикрепленной десны) и дефиците мягких тканей, необходимых для пластики, осуществить одномоментное устранение будет проблематично, и это может стать причиной появления нежелательных дополнительных дефектов на рядом расположенных донорских участках. Именно по этой причине на первом оперативном этапе мы решили увеличить объем прикрепленной кератинизированной десны при помощи соединительнотканного десневого трансплантата, что уже на втором этапе позволит безопасно выполнить модифицированную пластику методом скользящего лоскута, предложенную ранее Grupe и Warren в 1956 году.

Все хирургические манипуляции выполнялись под инфильтрационной анестезией. Из донорского участка верхней челюсти слева (рис. 6), в области 2.6 зуба, был получен полнослойный соединительнотканный десневой трансплантат (рис. 7), на время подготовки принимающего ложа трансплантат был помещен на марлевую салфетку, увлажненную физраствором.

Рис. 6. Операция. Донорский участок.

Рис. 6. Операция. Донорский участок

 

Рис. 7. Полнослойный соеденительнотканный десневый трансплантат.

Рис. 7. Полнослойный соеденительнотканный десневый трансплантат.

Патологически измененные ткани с края рецессии были иссечены V-образным разрезом, с отступлением от края дефекта
0,5 мм, затем при помощи распатора был сформирован поднадкостничный тоннель, куда был помещен трансплантат и неподвижно фиксирован нерезорбируемым шовным материалом к окружающим мягким тканям (рис. 8), средняя часть трансплантата осталась открыта, так как возможности полностью перекрыть трансплантат местными тканями не было ввиду их дефицита и риска возможного получения рубцов.

Рис. 8. Соеденительнотканный десневый трансплантат фиксирован.

Рис. 8. Соеденительнотканный десневый трансплантат фиксирован

На линию швов нанесли адгезивную дентальную пасту «Солкосерил». После того как была закончена работа с принимающим ложем, при помощи коллагеновой повязки «Дигестол» производства ОАО «Зеленая дубрава» (Россия) был закрыт дефект на донорском участке в области 2.6 зуба. Пациенту было рекомендовано в послеоперационном периоде самостоятельно делать аппликации дентальной адгезивной пасты «Солкосерил» на донорский и реципиентный участки, рекомендовали в течение 8 дней рассасывать ежедневно, 4 раза в день, по 2 таблетки антисептического препарата «Лизобакт». Послеоперационный период протекал без особенностей, жалобы пациента были на незначительные боли в области донорского участка, что характерно для такого рода травматичных манипуляций.

На контрольном осмотре на 10-й день после операции (рис. 9) были сняты швы и отчетливо определялся некроз открытой средней части трансплантата, что, к сожалению, встречается довольно часто, тем не менее та часть трансплантата, которая была помещена в тоннель и, следовательно, была защищена и получала диффузное питание, оставалась жизнеспособной. Донорский участок активно эпителизировался (рис. 10).

Рис. 9. Контроль через 10 дней, некроз открытой части соединительнотканного десневого трансплантата.

Рис. 9. Контроль через 10 дней, некроз открытой части соединительнотканного десневого трансплантата

 

Рис. 10. Эпителизация донорского участка на 10-й день.

Рис. 10. Эпителизация донорского участка на 10-й день

Еще через 10 дней мы наблюдали полное приживление трансплантата и его реваскуляризацию (рис. 11, 12).

Рис. 11. Контроль через 20 дней после операции.

Рис. 11. Контроль через 20 дней после операции

 

Рис. 12. Заживление донорского участка через 20 дней после операции.

Рис. 12. Заживление донорского участка через 20 дней после операции

Контрольный осмотр через 4 месяца (рис. 13) демонстрирует полностью выполненную задачу, поставленную на первом этапе.

Рис. 13. Контроль через 4 месяца после трансплантации.

Рис. 13. Контроль через 4 месяца после трансплантации

Теперь, имея необходимый для пластики объем мягких тканей, мы реализовали второй этап вмешательства, а именно выполнили пластику перемещенным скользящим лоскутом по классической методике, предложенной вышеуказанными авторами. Вкратце, скальпелем № 15 при помощи V-образного разреза (отмечен зелеными линиями) получена необходимая для заживления раневая поверхность, затем, отступив 1 мм книзу от маргинального края десны в области 4.2 зуба, выполнили Г-образный разрез (отмечен желтыми линиями), после отслаивания полного нерасщепленного лоскута был сделан дополнительный послабляющий разрез (отмечен голубой линией), для того чтобы без натяжения переместить и фиксировать лоскут (рис. 14).

Рис. 14. Схематично этапы формирования лоскута.

Рис. 14. Схематично этапы формирования лоскута

Отметим, что перед началом операции поверхность корня 4.1 зуба была обработана гелем ЭДТА для обеззараживания дентина корня и создания дополнительных ретенционных пункотов, для фиксации мягких тканей. Перемещенный лоскут неподвижно фиксирован синтетическим шовным монофиламентным материалом, размер 6.0., в том числе и при помощи обвивных швов на 4.1 и 3.1 зубах, для наилучшей стабилизации (рис. 15).

Рис. 15. Лоскут перемещен и фиксирован, виден открытый участок кости.

Рис. 15. Лоскут перемещен и фиксирован, виден открытый участок кости

Незначительный открытый участок кости для предупреждения некроза закрыт биологической коллагеновой повязкой «Дигестол» (рис. 16, 17).

Рис. 16. Наложена биологическая повязка «Дигестол».

Рис. 16. Наложена биологическая повязка «Дигестол»

 

Рис. 17. Фиксация лоскута, обвивные швы.

Рис. 17. Фиксация лоскута, обвивные швы

Пациенту рекомендованы аппликации дентальной адгезивной пасты «Солкосерил» на послеоперационную область, а также прием антисептического препарата «Лизобакт» по вышеуказанной схеме. Послеоперационный период (рис. 18) проходил без особенностей, пациент, в отличие от первого этапа, вообще не предъявлял никаких жалоб.

Рис. 18. Состояние через 10 дней после пластики.

Рис. 18. Состояние через 10 дней после пластики

Через 11 дней были сняты швы (рис. 19), наблюдалось полное заживление операционной раны и эпителизация открытого участка кости в области 4.2 зуба.

Рис. 19. Сняты швы.

Рис. 19. Сняты швы

Контрольный осмотр через 2 месяца (рис. 20) демонстрирует, что поставленная задача по устранению рецессии выполнена, местные ткани в области 4.1 зуба оформлены и имеют здоровый вид.

Рис. 20. Контрольный осмотр через 2 месяца.

Рис. 20. Контрольный осмотр через 2 месяца

Пациенту рекомендовано периодическое профессиональное снятие зубных отложений (что, конечно же, было сделано перед оперативным вмешательством тоже) на этапах предстоящего ортодонтического лечения.

В завершение подчеркнем: мягкотканная пластика десневых дефектов при правильном планировании оперативного вмешательства позволяет получить результат, который не только радует глаз, но и защищает прилегающую костную ткать. Еще раз отметим, что эти манипуляции значительно расширяют арсенал профессиональных возможностей врача-стоматолога общей практики.

 

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций