Важные аспекты выбора местного анестетика в амбулаторной стоматологии
А. Б. Бичун
к. м. н., врач анестезиолог-реаниматолог, сотрудник СПбМАПО, преподаватель курсов по оказанию неотложной помощи в стоматологии, курсов по созданию доверия пациента к врачу
В прошлой публикации мы обсуждали алгоритм выбора местного анестетика в амбулаторной стоматологии. Были рассмотрены рекомендации по выбору анестетика в основном с учетом групп риска, выделенных в связи с имеющейся у пациентов соматической патологией. В числе прочих факторов, влияющих на выбор анестетика, были упомянуты психологический статус пациента и надежность компании — производителя и поставщика медикаментов.
Последние десятилетия в медицине интенсивно развивается психосоматическое направление. И действительно, влияние психологического фактора на возникновение, течение и излечивание соматических заболеваний трудно переоценить. В настоящей публикации на примере клинического случая мы рассмотрим, как фактор психологического статуса пациента привел к усугублению соматической патологии на фоне проводимого стоматологического лечения, обозначим наиболее значимые психопатологические симптомы, ориентируясь на которые, следует выбирать тип местного анестетика.
Во второй части настоящей публикации мы рассмотрим фармакологические требования, в соответствии с которыми должно подходить к выбору анестетиков для амбулаторной практики.
Исследования, посвященные реакциям организма человека на стресс, показали, что в условиях хронического стресса в определенный момент наступает истощение механизмов адаптации, и новый стрессогенный фактор закономерно приводит к срыву большинства механизмов саморегуляции, что проявляется как гибель организма или серьезное заболевание. Из описания клинического случая, приведенного ниже, можно увидеть, как новый стрессогенный фактор, наложившись на имеющийся хронический стресс, привел к возникновению соматической патологии.
Клинический случай
-
Анамнез: пациентка, 42 лет. Без жалоб на соматическую патологию. Врачами постоянно не наблюдается. Никакое медикаментозное лечение не получает. Практически здорова. Выполняется подготовка к протезированию. В течение года вылечено 10 зубов, из них депульпировано 5. Все время лечения наблюдается отличная его переносимость. Высокая лояльность к врачу, оптимистический настрой на результат.
-
Этап стоматологического лечения. Последнее запланированное посещение стоматолога-терапевта. Лечение в последнее посещение протекает «тяжело»: пациентка жалуется на то, что устала от лечения, все манипуляции болезненные, несмотря на то что, по объективным признакам, анестезия наступила (анестезия половины нижней губы, половины языка, зондирование слизистой в области причинного зуба безболезненно, очитка каналов безболезненна). Выполнена мандибулярная анестезия артикаин + эпинефрин 1:100 000. При пломбировке каналов жалобы на болезненные ощущения. Послеоперационная повышенная чувствительность (жалобы на боль при накусывании) в течение 10 дней вместо ожидаемых 3. На консультации у врача-ортопеда меняется план лечения, в результате пациентке требуется депульпирование еще одного зуба.
Давайте попробуем оценить ситуацию на этот момент. Вследствие длительного лечения имеется хронический стресс. Явное ухудшение психологического статуса пациентки, сопровождаемое уже и неврологическими проявлениями (парестезия). Срыв ожиданий окончания подготовки к долгожданному протезированию и необходимость продолжить лечение не прибавляют положительных эмоций.
Что желательно предпринять врачу — отложить лечение до улучшения психоэмоционального состояния? Дать отдохнуть? Рекомендовать консультацию невропатолога и психотерапевта?
Пациентка настаивает на продолжении, естественно, она хочет быстрейшего завершения. Врач соглашается.
-
Этап стоматологического лечения. Дополнительное посещение. Выполняется инфильтрационная анестезия верхнего зуба на левой стороне (26) артикаин + эпинефрин 1:100 000. Анестезия прекрасно действует. Поставлена девитализирующая паста. Пациентка отпущена домой на 14 дней.
-
На второй день, к вечеру (с момента лечения прошло 1,5 суток), появляются жалобы на двоение в глазах слева. Плохая координация движений, тошнота, позывы к рвоте, слабость левой ноги, неустойчивость при стоянии и ходьбе. Пациентка по телефону сообщает стоматологу о самочувствии и спрашивает совета.
-
Врач, опасаясь ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения), рекомендует вызвать скорую помощь и госпитализацию в стационар с неврологическим отделением. Невропатолог ставит диагноз ОНМК.
Можно сделать вывод, что пациентке, находящейся в неудовлетворительном психоэмоциональном состоянии, с уже имеющимися минимальными, преходящими неврологическими симптомами, было продолжено лечение, усугубляющее тяжесть и продолжительность стресса, с использованием препарата, который мог при попадании в сосуд активно влиять на мозговое кровообращение и усугубить неврологическую патологию, способствуя переводу ее из состояния функционального нарушения в морфологическое повреждение.
Давайте попробуем выбрать оптимальную тактику для предотвращения подобных ситуаций.
- Плохое психоэмоциональное состояние — противопоказание для лечения, которое само по себе тоже стресс. Симптомами плохого психоэмоционального статуса являются плаксивость, тревожность, смена оптимистического настроя пессимистическим, ухудшение сна, жалобы на то, что ранее переносилось легко, беспокойство, страхи.
Можно готовить пациента психологически, давать отдохнуть, рекомендовать антидепрессанты безрецептурного отпуска («Дормиплант»), направлять на консультацию к психотерапевту.
- Даже минимально проявляющиеся неврологические симптомы являются противопоказанием для планового лечения.
- В ситуациях неудовлетворительного психоэмоционального статуса пациента, хронического или острого стресса любого генеза препаратом выбора для анестезии является «Убистезин» (артикаин + эпинефрин 1:200 000) или «Мепивастезин».
- Соблюдение всех мер безопасной анестезии (минимально возможное количество, аспирационная проба, медленное введение, введение в три этапа). Важным преимуществом карпул с «Убистезином» является полимерное покрытие, которое обеспечивает более гладкое движение поршня и, соответственно, облегчает выполнение перечисленных мер.
Фармакологические требования безопасности определяют ряд условий, которые желательно выполнять для сохранения, в том числе, и собственной безопасности. К ним относятся:
- Уверенность в том, что лекарственный препарат произведен с соблюдением самых современных требований (GMP) (известность и масштаб компании; страна, где находится производство, поддерживает стандарты GMP во всей фармацевтической промышленности).
- Гарантия от подделки обеспечивается наличием особых условий для сохранности препарата, в частности, карпулы «Убистезина» и «Мепивастезина» упакованы в жестяную банку — защита при транспортировке от механических повреждений; наличие в банке с карпулами «Убистезина» сорбента кислорода — создание искусственного вакуума для предотвращения инактивации адреналина.
- Уверенность в том, что именно данный препарат прошел все фазы клинических испытаний (известность компании, длительность времени нахождения на рынке, готовность обеспечить информацией обо всех фазах испытаний). Косвенно о высоком качестве исследований и серьезной ответственности фармацевтической компании перед обществом говорят список противопоказаний и подробный перечень побочных эффектов.
- Компания-дистрибютор соблюдает правила хранения и доставки. Для большинства местных анестетиков температура хранения не должна превышать 25 °С. Например, на коробки с упаковками «Убистезина», «Мепивастезина» клеится специальный индикатор, показывающий, менялась ли температура во время транспортировки. Вероятно, особенно актуально это нынешним жарким летом.
- Поставщик медикаментов имеет всю требуемую сопроводительную документацию.
- Препарат содержит минимальное количество консервантов и стабилизаторов.
- Соблюдение сроков годности.
- Соблюдение правил назначения, описанных в инструкции к применению, включая противопоказания и максимально допустимые терапевтические дозы.
В следующих публикациях мы продолжим тему профилактики неотложных состояний в стоматологии и поговорим о возможностях активного влияния стоматолога на психологический статус пациента.