Влияние очагов хронической инфекции на сердечно-сосудистую систему юных спортсменов при экстремальных нагрузках

И. И. Беляев
ассистент кафедры стоматологии детского возраста с курсом челюстно-лицевой хирургии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова

Работа посвящена изучению распространенности и интенсивности кариеса зубов и его осложнений у юных спортсменов с кардиомиопатией перенапряжения и с синдромом соединительнотканной дисплазии сердца с признаками нарушения адаптации сердечно-сосудистой системы и без таковых в сравнении с контролем.

Выявлено, что во всех трех группах спортсменов с сердечно-сосудистой патологией распространенность кариеса зубов, включая осложнения, оказалась достоверно выше, чем у атлетов без отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы. Наибольший процент распространения кариеса в целом, включая его осложнения (заболевания пульпы и периодонта), и наименьший процент лиц с интактными в отношении кариеса зубами был выявлен в группе спортсменов с кардиомиопатией перенапряжения. Самая высокая интенсивность кариеса отмечалась в группе спортсменов с синдромом соединительнотканной дисплазии сердца в сочетании с признаками нарушения адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам.

В последнее десятилетие отмечается активизация научных исследований в области спортивной стоматологии. Тем не менее роль стоматологической заболеваемости в общей заболеваемости спортсменов и в нарушении адаптации их организма к физическим нагрузкам остается слабоизученной. В связи с этим стандартизованный стоматологический скрининговый протокол для атлетов до сих пор не разработан, на что указывал еще в 1998 году J.A. White с соавторами [18], так же как и программы профилактики и лечения стоматологических заболеваний у спортсменов [9].

Особое место в изучении состояния здоровья атлетов занимает взаимосвязь стоматологического статуса и сердечно-сосудистой системы спортсменов, поскольку именно эта система организма в наибольшей степени определяет работоспособность спортсмена [1, 15].

Хотя роль стоматологической заболеваемости в этиологии и патогенезе заболеваний сердечно-сосудистой системы хорошо известна в клинической кардиологии и стоматологии, ее роль в нарушении адаптации сердца к физическим нагрузкам и развитии патологии сердечно-сосудистой системы у атлетов остается слабоизученной.

Целью настоящего исследования явилась оценка распространенности и интенсивности кариеса зубов и его осложнений у юных спортсменов с патологией сердечно-сосудистой системы.

Материалы и методы

Исследование проводилось в медицинском центре олимпийской подготовки при училище олимпийского резерва № 1 г. Санкт- Петербурга.

332 спортсменам-юниорам (194 юношей и 138 девушек), 16,3±1,6 года, со средним спортивным стажем 9,1±2,7 года и отсутствием очагов хронической инфекции нестоматогенной локализации, было проведено углубленное кардиологическое, функциональное и стоматологическое исследование. Стоматологическое обследование включало: опрос, сбор анамнеза, осмотр, зондирование, перкуссию зубов и пальпацию окружающих зубы тканей, а также электроодонтометрию и рентгенологическое исследование, по показаниям проводилась ортопантомография. Изучалась распространенность неосложненного кариеса и его осложнений (заболевания пульпы и периодонта). При проведении исследования сердечно-сосудистой системы спортсменов использовались следующие методы: сбор анамнеза, физикальное исследование, электрокардиография, в том числе нагрузочные пробы, вариационная пульсометрия, исследование центральной гемодинамики методом инпедансографии.

Результаты и обсуждение

332 спортсмена были разделены на четыре группы в зависимости от выявленных отклонений по данным проведения клинического обследования, электрокардиографии, ритмокардиографии и импедансографии, а также анализа данных врачами функциональной диагностики и кардиологом:

  1. атлеты с кардиомиопатией перенапряжения — 48 чел.;
  2. лица с синдромом соединительнотканной дисплазией сердца без признаков нарушения адаптации сердечно-сосудистой системы — 62 чел.;
  3. спортсмены с синдромом соединительнотканной дисплазии сердца и признаками нарушения адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам — 116 чел.;
  4. группа контроля — 106 чел.

Группу контроля составили 106 спортсменов, у которых не было выявлено признаков соединительнотканной дисплазии сердца и нарушения адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам.

226 спортсменов с одним и более признаком нарушения адаптации сердечно-сосудистой системы и (или) синдрома соединительнотканной дисплазии сердца составили три экспериментальные группы.

Наибольший процент распространения кариеса в целом, включая его осложнения (заболевания пульпы и периодонта), выявлен в группе спортсменов с кардиомиопатией перенапряжения — у 46 чел. (95,8 %) (достоверность различий по сравнению с контролем: р<0,001). Это на 20,3 % выше, чем в контрольной группе: у 80 чел. (75,5 %) — и на 7,8 %, чем в целом по группе спортсменов без учета состояния сердечно-сосудистой системы: у 292 чел. (88,0 %).

В то же время достоверные различия в сравнении с контролем по кариесу и его осложнениям получены и в группе атлетов с соединительнотканной дисплазией сердца: у 110 чел. (94,8 %) — с признаками нарушения адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам (р<0,001), что выше на 19,3 %, чем в контроле, и у 56 чел. (90,3 %) — в группе без нарушения адаптации (р<0,05), что на 14,8 % выше, чем в контрольной группе (75,5 %).

Таким образом, во всех трех группах спортсменов с сердечно-сосудистой патологией распространенность кариеса зубов, включая осложнения, оказалась достоверно выше, чем у атлетов без отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы.

В таблице № 1 приведены данные об интенсивности кариеса в группах спортсменов с патологией сердечно-сосудистой системы в контроле и в целом по группе атлетов.

Таблица № 1. Интенсивность кариеса в группах спортсменовс патологией сердечно-сосудистой системы и в контроле

Группа

спортсменов

Количество чел.

КПУ(у.е)Avg ± St Dev

Контроль

106 чел.

3,47±,90

Спортсмены с кардиомиопатией

48 чел.

5,33± ,84***

Спортсмены с дисплазией сердца

62 чел.

4,35± ,58

Спортсмены с дисплазией сердца и нарушением адаптации

116 чел.

5,60± ,10***

Всего

332 чел.

4,90± ,52

Достоверность различий в сравнении с контролем: *** — p<0,001

 

Наиболее высокой интенсивность кариеса оказалась в группе атлетов с соединительнотканной дисплазией сердца с признаками нарушения адаптации и составила по индексу КПУ 5,60 ± 4,10 у. е. против 3,47± 2,90 у. е. в контрольной группе (р<0,001).

Средняя интенсивность кариеса в целом среди 332 атлетов без учета состояния сердечно-сосудистой системы составила 4,90 ± 3,52 у. е.

Достоверные различия по сравнению с контрольной группой выявлены и у спортсменов с кардиомиопатией перенапряжения (5,33 ± 2,84 у. е. против 3,47± 2,90 у. е. в контроле, р<0,001). По группе атлетов с синдромом соединительнотканной дисплазии сердца без нарушений адаптации достоверных различий в отношении интенсивности кариеса в сравнении с контрольной группой выявлено не было.

На рис. 1 приведена структура кариеса и вклад его осложнений в заболеваемость в исследуемых группах спортсменов и в контроле.

Рис. 1. Распространенность кариеса зубов и вклад в заболеваемость его осложнений у спортсменов с сердечно-сосудистой патологией и в контроле.

Достоверность различий по каждой составляющей в сравнении с контролем:
* — p<0,05, ** — p<0,01

Как видно из диаграммы, рост распространенности кариеса в целом в группах атлетов с сердечно-сосудистой патологией в сравнении с контролем определяется вкладом его осложнений, составляющая которых во многом превышает таковую в контрольной группе.

В совокупности болезни пульпы и периапикальных тканей у спортсменов с кардиомиопатией перенапряжения встречались в 3,9 раза чаще, чем у атлетов без отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы (р<0,001). Осложнения кариеса в группе атлетов с синдромом соединительнотканной дисплазией сердца с признаками нарушения адаптации сердечно-сосудистой системы встречались в 3,3 раза (р<0,001), а без нарушения адаптации — в 2,4 раза чаще, чем в контроле (р<0,05). В то же время в распространенности неосложненного кариеса и заболеваний пульпы в исследуемых группах достоверных различий выявлено не было (рис. 1). Таким образом, достоверность различий как по осложнениям кариеса, так и по его распространенности в исследованных группах связана с ростом периапикальной и смешанной патологии (сочетание болезней пульпы и периодонта).

Если в контрольной группе распространенность заболеваний периодонта составила 2,8 %, в группах с синдромом соединительнотканной дисплазии сердца: без нарушения адаптации сердечно-сосудистой системы — 9,7 % (р>0,05) и 13,8 % — с нарушениями адаптации сердечно-сосудистой системы (p<0,01), а в группе спортсменов с кардиомиопатией перенапряжения — 16,6 % (p<0,01). Частота выявления сочетания осложнений кариеса — 0,9 %, 3,2 % (р>0,05), 6,9 % (p<0,05), 12,5 % (p<0,01) соответственно (рис. 1).

В целом распространенность заболеваний периодонта у обследованных 332 спортсменов без учета состояния сердечно-сосудистой системы составила 13,3 %, что согласуется с данными В. С. Каджаяна (1977) [2], согласно которым, этот процент составил 10,9 % из 826 обследованных спортсменов.

Выраженные различия выявлены и по количеству лиц с интактными в отношении кариеса зубами в исследуемых группах. Процент лиц с интактными зубами в исследуемых группах спортсменов представлен на рис. 2.

Рис. 2. Процент лиц с интактными в отношении кариеса зубами в группах спортсменов.

Достоверность различий в сравнении с контролем: * — p<0,05, *** — p<0,001

Так, в целом среди 332 спортсменов у 40 человек не было выявлено кариеса зубов, что составило 12,1 %.

В то же время в контрольной группе фактически каждый четвертый спортсмен не имел кариозных зубов — 24,6 %. В группе атлетов с синдромом соединительнотканной дисплазии сердца без нарушения адаптации сердечно-сосудистой системы этот процент составил 9,7 % (p<0,05), у атлетов с синдромом соединительнотканной дисплазии сердца с нарушением адаптации — 5,2 % (p<0,001), а в группе с кардиомиопатией перенапряжения — 4,2 % (p<0,001).

Процент лиц с интактными в отношении кариеса зубами у атлетов с сердечно-сосудистой патологией оказался в 3,9 раза ниже, чем таковой в контрольной группе (6,2 % против 24,6 % соответственно). С учетом того, что и интенсивность кариеса в группе спортсменов с сердечно-сосудистой патологией, а также распространенность осложнений кариеса оказались достоверно выше, чем в контроле, можно сделать вывод о том, что у спортсменов с сердечно-сосудистой патологией кариес зубов развивается интенсивнее, а течение его — более острое, приводящее к быстрым осложнениям.

В основе кариеса зубов лежит деминерализация твердых тканей зуба, которой способствуют не только микрофлора полости рта, характер и режим питания, содержание фтора в питьевой воде, но и функциональное состояние организма. Физический и соревновательный стресс, сопровождающий спортивную деятельность, отражается на целом ряде систем организма, прежде всего нервной и эндокринной [7, 14], нарушение деятельности которых влияет на состояние минерализации зубов [6, 16].

Нарушение адаптации к физическим нагрузкам сопровождается также значительными изменениями и в иммунной системе и затрагивает все ее звенья [11], в том числе иммунитет полости рта [5, 10]. Это способствует изменению микрофлоры и повышению микробного метаболизма полости рта, сенсибилизации организма. Уровень иммунологической реактивности во многом определяет течение одонтогенной инфекции. При ее снижении происходит нарушение течения иммунных реакций, необходимых для локализации и разрушения антигенного материала (бактерий, бактериальных продуктов, некротизированных тканей), что способствует генерализации и хронизации воспалительного процесса [12].

Таким образом, наличие хронического перенапряжения у спортсмена, при котором одной из наиболее уязвимых является именно сердечно-сосудистая система, через ряд других систем организма способствует также и более интенсивному развитию кариеса зубов. То есть заболевания сердечно-сосудистой системы и кариес зубов у спортсменов могут иметь этиологическую и патогенетическую общность, возникая под действием экстремальных физических и соревновательных нагрузок на организм атлета, одновременно и независимо друг от друга. Доказательством этого является и тот факт, что при синдроме соединительнотканной дисплазии сердца без признаков нарушения адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам не было выявлено достоверных различий по показателям интенсивности кариеса и частоте выявления его осложнений в сравнении с контролем. В то же время при синдроме соединительнотканной дисплазии сердца с признаками нарушения адаптации сердечно-сосудистой системы интенсивность кариеса была достоверно выше, чем в контроле.

Частота выявления заболеваний пульпы в исследуемых группах спортсменов с сердечно-сосудистой патологией значимо не отличалась от таковой в контроле.

Таким образом, достоверная связь между патологией сердечно-сосудистой системы и изученной патологией полости рта по данным обследования 332 спортсменов была установлена в отношении заболеваний периодонта и сочетания заболеваний пульпы и периодонта.

При дисплазиях сердца выявленный нами процент распространения периапикальной и смешанной патологии составил 12,9 % у лиц без нарушения адаптации сердечно-сосудистой системы и 20,7 % при нарушениях адаптации. Таким образом, осложнения кариеса в большей степени связаны с нарушениями адаптации сердечно-сосудистой системы. По данным В. Г. Кобрина (2004) [3], периапикальный очаг обладает выраженным очаговообусловленным действием на организм спортсмена, заключающимся в эндогенной интоксикации, нарушении иммунологической реактивности и склонности к аутоиммунным реакциям, а также поражении сердечно-сосудистой системы.

Периапикальные очаги через ряд патогенетических механизмов (рефлекторный, токсический, аутоиммунный) оказывают непосредственное воздействие на сердечно-сосудистую систему [17]. Провоспалительные медиаторы очага могут вызывать деструкцию тканей сердца и сосудов [8, 17], а также способствовать нарушению микроциркуляции вследствие нарушения гемостаза [14].

Высокий процент периапикальной патологии у спортсменов с кардиомиопатиями перенапряжения определяется, прежде всего, очаговообусловленным действием периодонтального очага на аппарат кровообращения и вегетативную нервную систему.

Следовательно, развитие кардиомиопатии перенапряжения у спортсменов во многом определяется влиянием патологии периодонта, как прямым, так и опосредованным.

При дисплазиях соединительной ткани рост частоты периапикальной патологии связан со склонностью таких лиц к хроническим рецидивирующим инфекциям, бессимптомному течению кариеса и осложненных форм кариеса [4].

Вывод

Таким образом, у спортсменов-юниоров с нарушением адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам отмечается достоверно более высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов за счет роста его осложненных форм — периапикальной и смешанной патологии (сочетание болезней пульпы и периодонта).

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций