Взаимосвязь речевых патологий с зубочелюстными аномалиями и их миофункциональная коррекция

Ю. Н. Белоусов
к. м. н., врач-ортодонт, ассистент кафедры стоматологии детского возраста ТюмГМА (Тюмень), докторант кафедры стоматологии детского возраста НГМУ (Новосибирск)

И. Л. Маракулина
врач-ортодонт, ассистент кафедры стоматологии детского возраста ТюмГМА (Тюмень)

Ю. Р. Бикшанова
студентка 5-го курса стоматологического факультета ТюмГМА (Тюмень)

П. А. Железный
д. м. н., профессор, заведующий кафедрой стоматологии детского возраста НГМУ (Новосибирск), президент областной СтАР (Новосибирск)

Речь — основное средство общения, основа мышления. Правильному функцио­нированию речевых способностей располагают правильные функции речевых органов, нормальный слух, достаточное общение со взрослыми, полноценное речевое окружение. Челюстно-лицевая область, как и все другие системы человеческого организма, является функциональной саморегулирующейся системой, способной адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Но неправильное распределение мышечного давления при жевании, а также при нарушении функций дыхания, глотания и речеобразования — основная причина большинства аномалий и деформаций челюстно-лицевой области. В последнее время миофункциональные нарушения челюстно-лицевой области становятся серьезной проблемой и все чаще встречаются как у детей, так и у взрослых.

Зачастую логопед является первым, к кому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами, потому что нарушение речи беспокоит их. При подобных нарушениях очень важно своевременно поставить ребенку правильный диагноз и разъяснить родителям первопричину нарушений как комплексную проблему, а не только как речевую. Здесь может потребоваться консультация и помощь других специалистов — ортодонта, хирурга-стоматолога, отоларинголога.

Среди наиболее часто встречающихся аномалий строения полости рта, нуждающихся в коррекции в дошкольном возрасте, являются: аномальные прикрепления уздечки языка, верхней и нижней губы, мелкое преддверие полости рта, сверхкомплектные зубы. Укороченную уздечку языка выявляют иногда у родителей или близких родственников детей, что можно считать семейной особенностью. При этом и аномалии прикуса бывают аналогичными, и тогда звуки «р», «л», «с», а также шипящие звуки при укороченной уздечке языка обычно произносятся неправильно.

Важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной аномалии в строении артикуляционного аппарата. Так, при механической дислалии нередко приходится предварительно корректировать аномалии в строении зубочелюстной системы ребенка для последующей правильной постановки звуков.

Речевые патологии являются на сегодняшний день широко распространенной проблемой. Совместная работа врачей и педагогов в детских профилактических учреждениях позволяет рано выявлять подобные состояния отклонения от нормы в здоровье детей, врожденные и приобретенные заболевания, сказывающиеся на развитии речи и способствующие речевой патологии. Однако, несмотря на то что на сегодняшний день для проведения профилактической лечебной работы все есть: ортодонты, владеющие новыми миофункцональными методиками лечения, энтузиазм врачей, желающих проводить эту работу, — проблема остается актуальной ввиду низкой просветительской работы: родители не знают, что заниматься зубочелюстными аномалиями нужно с самого раннего возраста детей. Зачастую именно логопед является первым звеном обращаемости родителей детей с миофункциональными отклонениями, поскольку нарушения функции речи для родителей являются наиболее очевидным аспектом задержки развития ребенка. В большинстве же случаев речевые патологии так или иначе связаны с врожденными и приобретенными патологиями органов речи, поэтому нельзя ограничиваться обследованием ребенка, приступающего к занятиям с логопедом, лишь у психиатра, отоларинголога и окулиста, необходимо проведение тщательного осмотра врача-ортодонта с целью своевременного выявления нарушений в развитии зубочелюстной системы.

Нарушение речи у детей диагностируется после 3-летнего возраста, отклонения проявляются именно в период сформированного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки. Развитие речи — сложный процесс, для правильного осуществления которого необходимы нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие органов, которые образуют речевой аппарат. К ним относятся: органы дыхания, жевания, вибраторы (голосовые связки), резонаторы (гортань, полость рта и носа) и артикуляторы (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, мягкое небо).

Механическая дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранности иннервации речевого аппарата, связанное с отклонениями в строении периферического речевого аппарата. Выделяют следующие виды механических дислалий: палатинальные, лингвальные, дентальные и лабиальные. Палатолалии связаны с патологией неба, глоссолалии — с аномалией языка или нарушением его функций, дентолалии — с нарушением формы или положения зубов.

Нарушение произношения звука [р] наблюдается при укороченной уздечке языка, сужении челюстей, глубоком прикусе, нарушении подвижности кончика языка. Для детей в возрасте от 3 до 5 лет эффективна тренировка с применением пластинки с бусинкой, для нормализации носового дыхания — дыхательных упражнений. При необходимости назначается пластика уздечки языка в возрасте 2—2,5 года. Для детей старше 5 лет рекомендуется использование трейнера Т4К.

Среди наиболее часто встречающихся аномалий строения полости рта, нуждающихся в коррекции в дошкольном возрасте, можно выделить следующие: аномальные прикрепления уздечки языка, верхней и нижней губы, мелкое преддверие полости рта, сверхкомплектные зубы.

Для произношения звука [т] характерно отдергивание нижней челюсти одновременно со взрывом язычно-небного затвора, производящего звук [т]. Расстояние между верхними и нижними резцами — до 5 мм. Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов и образует прочный затвор при произношении звука [т] и менее прочный при произношении звука [д]. Нарушение произношения этих звуков появляется при открытом прикусе, прокладывании языка между зубными рядами при неправильном глотании. Детям до 5 лет от прокладывания языка рекомендуется назначать пластинку с заслонкой, днем в течение 30 минут выполнять разминку мышц, поднимающих язык, для этого используется вестибулярная пластинка с бусинкой, а также детский трейнер Infant. Детям старше 5 лет для эффективной речевой коррекции рекомендуется миофункциональный трейнер Т4К.

При произношении шипящих звуков [ш] и [ж] губы несколько выпячены вперед, между ними, а также между верхними и нижними зубами должно быть минимальное расстояние. Между твердым небом и языком образуется щель, боковые края языка смыкаются с верхними жевательными зубами, а расширенный кончик языка приподнят, но с твердым небом не соприкасается. Искажению шипящих звуков [ш] и [ж] способствуют глубокий прикус, прогнатия, язычный наклон зубов. Рекомендуется комплексная тренировка при помощи вестибулярной пластинки с бусинкой и миофункционального трейнера Т4К.

Артикуляция звуков [с] и [з] производится следующим образом: верхние и нижние резцы сближены приблизительно на 1—1,5 мм и расположены или в одной фронтальной плоскости, или нижние резцы находятся немного лингвальнее. Язык в средней части приподнят, расширен. Кончик языка упирается в нижние резцы, а боковые его края прилегают к небным поверхностям верхних боковых зубов. Посередине спинки языка образуется продольный V-образный желобок. Проходя по нему, струя воздуха образует выраженный свистящий звук. Нарушение четкости звуков [с] и [з] обусловлено губно-зубным стигматизмом — нарушением правильного произношения свистящих звуков. При произношении звука [с] нижняя губа подтягивается к верхним резцам, «деформируя» речевой промежуток. При межзубном сигматизме язык помещается между верхними и нижними резцами и вместо свистящего оттенка акустически формируется шепелявость. Для призубного сигматизма характерно такое движение кончика языка, при котором он, упираясь в верхние резцы, закрывает выход струи воздуха.

Нарушение произношения звуков наблюдается при открытом прикусе, перекрестном прикусе, ротовом дыхании, инфантильном типе глотания. Детям до 5 лет от прокладывания языка показано использование пластинки с заслонкой или профилактической модели трейнера Infant, модели Т4К. Таким образом, важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной аномалии в строении артикуляционного аппарата. Так, при механической дислалии нередко приходится предварительно корректировать аномалии в строении зубочелюстной системы ребенка для последующей правильной постановки звуков. Вот почему для разработки правильного и последовательного плана лечения при подобных сочетанных патологиях очень важно обеспечить взаимодействие и эффективное сотрудничество логопеда и ортодонта, которые позволяют своевременно устранять анатомические нарушения в строении органов, участвующих в артикуляции, и корректировать челюстно-лицевое развитие ребенка в целом.

Литература

1. Калашникова И. Л. Вестибулярные пластинки в работе логопеда // Логопед. — 2004, № 3. — С. 121.
2. Костина Я. В., Чапала В. М. Коррекция речи у детей // Взгляд ортодонта. — 2008.

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Клинико-технические аспекты изготовления детских съемных протезов
07 июля 2010
1804
Д-р Сандра Зипманн (Sandra Siepmann) отделение ортопедической стоматологии клиники Университета Фрайбурга Д-р Александра Иоана Хольст (Alexandra Ioana Holst) Клиника № 3 ортодонтии...
К вопросу организации гигиенического обучения и стоматологического...
09 сентября 2010
2459
Г. М. Флейшер врач-стоматолог (Липецк), лауреат финала чемпионата стоматологического мастерства в номинации «Профилактика стоматологических заболеваний» Общеизвестно, что программа стоматологической профилактики населения...
Предложения специалистов ЦНИИС по оказанию профилактической стоматологической...
12 декабря 2010
1965
А. А. Кулаков д. м. н., профессор, директор института ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Росмедтехнологий В. Т. Шестаков д. м. н., заместитель...