Взаимосвязь речевых патологий с зубочелюстными аномалиями и их миофункциональная коррекция

Ю. Н. Белоусов
к. м. н., врач-ортодонт, ассистент кафедры стоматологии детского возраста ТюмГМА (Тюмень), докторант кафедры стоматологии детского возраста НГМУ (Новосибирск)

И. Л. Маракулина
врач-ортодонт, ассистент кафедры стоматологии детского возраста ТюмГМА (Тюмень)

Ю. Р. Бикшанова
студентка 5-го курса стоматологического факультета ТюмГМА (Тюмень)

П. А. Железный
д. м. н., профессор, заведующий кафедрой стоматологии детского возраста НГМУ (Новосибирск), президент областной СтАР (Новосибирск)

Речь — основное средство общения, основа мышления. Правильному функцио­нированию речевых способностей располагают правильные функции речевых органов, нормальный слух, достаточное общение со взрослыми, полноценное речевое окружение. Челюстно-лицевая область, как и все другие системы человеческого организма, является функциональной саморегулирующейся системой, способной адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Но неправильное распределение мышечного давления при жевании, а также при нарушении функций дыхания, глотания и речеобразования — основная причина большинства аномалий и деформаций челюстно-лицевой области. В последнее время миофункциональные нарушения челюстно-лицевой области становятся серьезной проблемой и все чаще встречаются как у детей, так и у взрослых.

Зачастую логопед является первым, к кому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами, потому что нарушение речи беспокоит их. При подобных нарушениях очень важно своевременно поставить ребенку правильный диагноз и разъяснить родителям первопричину нарушений как комплексную проблему, а не только как речевую. Здесь может потребоваться консультация и помощь других специалистов — ортодонта, хирурга-стоматолога, отоларинголога.

Среди наиболее часто встречающихся аномалий строения полости рта, нуждающихся в коррекции в дошкольном возрасте, являются: аномальные прикрепления уздечки языка, верхней и нижней губы, мелкое преддверие полости рта, сверхкомплектные зубы. Укороченную уздечку языка выявляют иногда у родителей или близких родственников детей, что можно считать семейной особенностью. При этом и аномалии прикуса бывают аналогичными, и тогда звуки «р», «л», «с», а также шипящие звуки при укороченной уздечке языка обычно произносятся неправильно.

Важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной аномалии в строении артикуляционного аппарата. Так, при механической дислалии нередко приходится предварительно корректировать аномалии в строении зубочелюстной системы ребенка для последующей правильной постановки звуков.

Речевые патологии являются на сегодняшний день широко распространенной проблемой. Совместная работа врачей и педагогов в детских профилактических учреждениях позволяет рано выявлять подобные состояния отклонения от нормы в здоровье детей, врожденные и приобретенные заболевания, сказывающиеся на развитии речи и способствующие речевой патологии. Однако, несмотря на то что на сегодняшний день для проведения профилактической лечебной работы все есть: ортодонты, владеющие новыми миофункцональными методиками лечения, энтузиазм врачей, желающих проводить эту работу, — проблема остается актуальной ввиду низкой просветительской работы: родители не знают, что заниматься зубочелюстными аномалиями нужно с самого раннего возраста детей. Зачастую именно логопед является первым звеном обращаемости родителей детей с миофункциональными отклонениями, поскольку нарушения функции речи для родителей являются наиболее очевидным аспектом задержки развития ребенка. В большинстве же случаев речевые патологии так или иначе связаны с врожденными и приобретенными патологиями органов речи, поэтому нельзя ограничиваться обследованием ребенка, приступающего к занятиям с логопедом, лишь у психиатра, отоларинголога и окулиста, необходимо проведение тщательного осмотра врача-ортодонта с целью своевременного выявления нарушений в развитии зубочелюстной системы.

Нарушение речи у детей диагностируется после 3-летнего возраста, отклонения проявляются именно в период сформированного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки. Развитие речи — сложный процесс, для правильного осуществления которого необходимы нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие органов, которые образуют речевой аппарат. К ним относятся: органы дыхания, жевания, вибраторы (голосовые связки), резонаторы (гортань, полость рта и носа) и артикуляторы (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, мягкое небо).

Механическая дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранности иннервации речевого аппарата, связанное с отклонениями в строении периферического речевого аппарата. Выделяют следующие виды механических дислалий: палатинальные, лингвальные, дентальные и лабиальные. Палатолалии связаны с патологией неба, глоссолалии — с аномалией языка или нарушением его функций, дентолалии — с нарушением формы или положения зубов.

Нарушение произношения звука [р] наблюдается при укороченной уздечке языка, сужении челюстей, глубоком прикусе, нарушении подвижности кончика языка. Для детей в возрасте от 3 до 5 лет эффективна тренировка с применением пластинки с бусинкой, для нормализации носового дыхания — дыхательных упражнений. При необходимости назначается пластика уздечки языка в возрасте 2—2,5 года. Для детей старше 5 лет рекомендуется использование трейнера Т4К.

Среди наиболее часто встречающихся аномалий строения полости рта, нуждающихся в коррекции в дошкольном возрасте, можно выделить следующие: аномальные прикрепления уздечки языка, верхней и нижней губы, мелкое преддверие полости рта, сверхкомплектные зубы.

Для произношения звука [т] характерно отдергивание нижней челюсти одновременно со взрывом язычно-небного затвора, производящего звук [т]. Расстояние между верхними и нижними резцами — до 5 мм. Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов и образует прочный затвор при произношении звука [т] и менее прочный при произношении звука [д]. Нарушение произношения этих звуков появляется при открытом прикусе, прокладывании языка между зубными рядами при неправильном глотании. Детям до 5 лет от прокладывания языка рекомендуется назначать пластинку с заслонкой, днем в течение 30 минут выполнять разминку мышц, поднимающих язык, для этого используется вестибулярная пластинка с бусинкой, а также детский трейнер Infant. Детям старше 5 лет для эффективной речевой коррекции рекомендуется миофункциональный трейнер Т4К.

При произношении шипящих звуков [ш] и [ж] губы несколько выпячены вперед, между ними, а также между верхними и нижними зубами должно быть минимальное расстояние. Между твердым небом и языком образуется щель, боковые края языка смыкаются с верхними жевательными зубами, а расширенный кончик языка приподнят, но с твердым небом не соприкасается. Искажению шипящих звуков [ш] и [ж] способствуют глубокий прикус, прогнатия, язычный наклон зубов. Рекомендуется комплексная тренировка при помощи вестибулярной пластинки с бусинкой и миофункционального трейнера Т4К.

Артикуляция звуков [с] и [з] производится следующим образом: верхние и нижние резцы сближены приблизительно на 1—1,5 мм и расположены или в одной фронтальной плоскости, или нижние резцы находятся немного лингвальнее. Язык в средней части приподнят, расширен. Кончик языка упирается в нижние резцы, а боковые его края прилегают к небным поверхностям верхних боковых зубов. Посередине спинки языка образуется продольный V-образный желобок. Проходя по нему, струя воздуха образует выраженный свистящий звук. Нарушение четкости звуков [с] и [з] обусловлено губно-зубным стигматизмом — нарушением правильного произношения свистящих звуков. При произношении звука [с] нижняя губа подтягивается к верхним резцам, «деформируя» речевой промежуток. При межзубном сигматизме язык помещается между верхними и нижними резцами и вместо свистящего оттенка акустически формируется шепелявость. Для призубного сигматизма характерно такое движение кончика языка, при котором он, упираясь в верхние резцы, закрывает выход струи воздуха.

Нарушение произношения звуков наблюдается при открытом прикусе, перекрестном прикусе, ротовом дыхании, инфантильном типе глотания. Детям до 5 лет от прокладывания языка показано использование пластинки с заслонкой или профилактической модели трейнера Infant, модели Т4К. Таким образом, важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной аномалии в строении артикуляционного аппарата. Так, при механической дислалии нередко приходится предварительно корректировать аномалии в строении зубочелюстной системы ребенка для последующей правильной постановки звуков. Вот почему для разработки правильного и последовательного плана лечения при подобных сочетанных патологиях очень важно обеспечить взаимодействие и эффективное сотрудничество логопеда и ортодонта, которые позволяют своевременно устранять анатомические нарушения в строении органов, участвующих в артикуляции, и корректировать челюстно-лицевое развитие ребенка в целом.

Литература

1. Калашникова И. Л. Вестибулярные пластинки в работе логопеда // Логопед. — 2004, № 3. — С. 121.
2. Костина Я. В., Чапала В. М. Коррекция речи у детей // Взгляд ортодонта. — 2008.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций