Женщины в стоматологии: взгляд в глубины истории
Ксения Котова
редактор Dental Magazine
Издревле считалось, что цирюльниками, зубными лекарями, аптекарями и парфюмерами должны работать мужчины. «Дентистами» монархов России задолго до эпохи Ивана Грозного были иностранные врачи. В XIX–XX веках к ним присоединились русские специалисты, но в их рядах очень долго числились большей частью представители мужского пола. Развитие медицины и ее прикладных областей вместе с идеями феминизма начало постепенно приводить в стоматологию женщин. Однако их активное участие в истории этой науки началось гораздо раньше.
Россия: от старославянского зубоволочения до традиционной медицины
Одной из первых женщин, которая стала пропагандировать знахарские методы лечения зубов, стала внучка Мономаха Евпраксия-Зоя. Она вышла замуж в 1122 году за Алексея Комнина I, византийского императора. Вместе с переносом центра христианства из Рима в Константинополь пришла не только культура древних эллинов, но и практические наработки в области зубоврачевания. Евпраксия-Зоя добавила к традициям римлян собственные знания о лечении травами и написала на греческом языке труд «Алимма». Одна из его 5 частей, «Наружные болезни», была частично посвящена:
- способам избавления от хворей полости рта;
- прорезыванию младенческих зубов;
- отбеливанию эмали и рекомендациям по борьбе с неприятным запахом;
- лечению «съеденных зубов».
Такие советы давала Евпраксия-Зоя для борьбы со стоматитом: «…если же случится во рту и на языке жжение и жар, то, взяв три драхмы очищенной чечевицы, две драхмы сухих роз, по три драхмы сухого кориандра, семян портулака и шампиньона, половину драхмы камфары и растерев хорошо, сделай подобие дорожной пыли и натри во рту и на языке». Невзирая на то, что Евпраксия-Зоя, также известная как Добродея, отпугивала знанием народной медицины и магии, она активно занималась зубоврачеванием и другой лечебной практикой до конца своих дней.
Среди историков идет спор о том, какая же из двух женщин стала первым в истории российским стоматологом. Известно, что в 1814 году Ж. Мария-Луиза Сэрре сдала экзамены на стоматологическом факультете Дерптского университета для ведения врачебной практики в России. До этого она училась в Берлине, диплом магистра дентиатрии ей выдали в Кракове. А в 1829 году в императорский официальный реестр была внесена полька Мария Назон. Она стала в то время единственной после сдачи экзаменов в петербургской Медико-хирургической академии женщиной, признанной при дворе российских монархов в качестве «зубной лекарки». В первые годы ХХ века, спустя несколько десятков лет, в России практиковало уже около 1200 женщин-дантистов.
Мировая практика
В XII веке немецкая игуменья Хильдегарда Бингенская написала, суммируя свой и чужой опыт, два научных труда. В одном из них, называемом «Книга о сложной медицине», содержались советы по лечению зубов с помощью трав. В этом труде монахиня также подробно изложила способы хирургического вскрытия абсцессов в ротовой полости. От зубоврачебной практики XIV века до наших дней дошли стоматологические инструменты буддистской жрицы Накаоки Тай и восковые слепки зубов, на основании которых она делала больным протезы.
В первой половине XVIII века во Франции начали работать женщины-дантисты. Мадемуазель Резе первой получила патент на частную зубную практику. Она могла очищать гниющие зубы, избавлять от плохого запаха специальным средством с чистящими и вяжущими свойствами, лечила язвы и небольшие поражения десен. Своим пациентам она рекомендовала чистить зубы льняной тканью и протирать их пахучими маслами или эликсирами.
К слову, в XIX веке фигура женщины-дантиста становится довольно обычной для Европы. Например, в 1820-х гг. в Париже на улице Риволи появился зубной кабинет, в котором практиковала некая госпожа Анна.
В 1892 году была создана «Ассоциация женщин-дантистов США» — первого в мире профессионального объединения практикующих женщин-стоматологов. У его истоков стояла доктор Мари Стилвелл-Кюзель. В 1983 году американская ассоциация утвердила премию имени Люси Хоббс Тейлор, которая по сей день ежегодно вручается в знак признания профессионального мастерства женщин-стоматологов и служения делу продвижения женщин в стоматологии.
В середине XIX века научный мир признал заслуги американки Люси Хоббс — первой женщины-дантиста с докторской степенью. Ее после окончания в 1866 году стоматологического колледжа в Огайо не приняли в медицинский институт, однако она продолжила совершенствовать свои навыки и использовать полученные знания на практике. Партнером в частной клинике Люси Хоббс стал ее супруг, доктор Джеймс М. Тейлор. «Люди были поражены, когда узнавали, что девушка готова забыть о своей женственности, чтобы учиться стоматологии», — скажет она позже. Невзирая на научную степень и принятие в круг Стоматологического общества Айовы, первая женщина-дантист до последнего дня своей жизни боролась за равные права с мужчинами в выборе профессии. К 1900 году примеру Люси последовало около 1000 женщин, получивших стоматологическое образование. В то же время в США практиковала другая женщина-стоматолог, Эмилин Робертс Джонс, которая долго не могла добиться признания своего мастерства. Ее муж, дантист Дэниел Джонс, считал зуболечебное дело неприемлемым для женщин занятием. Но Эмилин не останавливалась: тайно она продолжала читать книги и совершенствоваться в области зуболечебного дела. Однажды она принесла мужу банку вырванных ею зубов (их было не меньше двух сотен) — впечатлившись, он разрешил ей продолжить начатое дело. В 1855 году она все-таки была допущена мужем-стоматологом к ассистированию. В Америке обучалась и Генриетта Хиршфильд-Тибуритус, получившая образование в колледже зубной хирургии в Пенсильвании и ставшая в 1869 году первой немецкой женщиной-дантистом. На тот момент специальных образовательных учреждений для дантистов в Германии не было и азы профессии пришлось получать за границей. Генриетта применяла на практике методику очистки зубов с использованием зубочисток из дерева, гусиных перьев, слоновой кости. Занятно, но мода на веера, появившаяся в Европе в конце XVI века, была продиктована не только восторгом перед очаровательной китайской штучкой, красиво дополнявшей образ. Оказывается, веером благородные дамы прикрывали плохие зубы и разгоняли дурной запах изо рта.
Два шведских врача — Амалия Ашур в 1852-м и Розали Фугельберг в 1866-м — официально впервые получили разрешения от Королевского света по здравоохранению на ведение стоматологической практики. С 1875 по 1885 год в Прибалтике получают звания зубных специалистов сразу 4 женщины: К. Вальдман, А. Флах, О. Шолтер и А. Клейн. Официально в Швеции допускать женщин в профессию разрешили только в 1861 году.
У талантливого врача и педагога Е. Ф. Вонгль-Свидерской в Петербурге в 1886 году была открыта зубоврачебная школа, при которой с 1894 года в летнее время работали научно-практические курсы для докторов по зубопротезной технике и практике лечения. В школе к 1902 году из 140 учеников училось 124 женщины и 16 мужчин. Год спустя на Международном медицинском конгрессе от лица России принимал участие лишь один представитель от стоматологии — врач Елена Комадзинская (бывшая Вонгль-Свидерская). Она сообщила иностранным коллегам, что сожалеет об отсутствии других талантливых представителей от отечественной медицины, заявив: «Мое присутствие здесь объясняется тем, что Россия, вероятно, единственная страна, в которой женщинам эта область доступна в широком размере».
В современном мире получить образование и заняться стоматологической практикой может каждый, невзирая на половую, расовую и другую принадлежность. И сегодня женщины активно преуспевают на поприще лечения зубов — берут реванш за столетия борьбы за свои права.