Рекомендации по оказанию экстренной помощи в условиях пандемии коронавируса
Из-за осложнения ситуации с распространением коронавируса стоматологические клиники переводятся на режим оказания помощи только в экстренных ситуациях. Пока что такие меры были введены в Москве и Санкт-Петербурге. Но нет никаких сомнений, что вскоре в таком режиме будут работать стоматологические клиники во всей стране.
Около месяца назад подобные меры уже были введены в ряде стран (в основном в тех, где ситуация с вирусам была близка к критической): США, Канада, Великобритания. Австралия, Испания, Латвия и т.д. Насколько эти меры эффективны – говорить рано, но в любом случае, в данной ситуации они кажутся вполне оправданными. Конечно, это ударит по бюджету частных клиник, существенно снизит заработок врачей, а пациенты с острой болью будут возмущаться, когда их случай не будет признан экстренным. Но со всем этим придется смириться, и если повезет, то только на неделю. А пока, мы можем позаимствовать опыт зарубежных коллег, и внимательно посмотреть, что такое экстренный случай в стоматологии и как проводить лечение в условиях пандемии. За основу были взяты рекомендации ВОЗ, Минздарава, рекомендации Американской стоматологической ассоциации, руководство при экстренному приему в условиях пандемии коронавируса Королевского колледжа стоматологических хирургов Онтарио.
И пожалуйста, придерживайтесь установленным ограничениям. Давайте будем благоразумны, и откажемся от плановых пациентов. Тяжело всем, но распространение чумы нужно остановить, и для этого нужно придерживаться правил. Не рискуйте своим здоровьем, а так же здоровьем коллег и пациентов.
Что такое экстренная неотложная ситуация?
Под категорию экстренной помощи попадают пациенты травмой челюстно-лицевой области, требующей оперативного лечения, воспалительно-инфекционными заболеваниями челюстно-лицевой области, длительным кровотечением и болью, которая не может быть устранена безрецептурными препаратами.
К неотложным процедурам можно отнести:
- Сильные зубные боли из-за воспаления пульпы.
- Перикоронит или боль в третьем моляре.
- Хирургический послеоперационный остеит.
- Абсцесс или локализованную бактериальную инфекция, приводящая к локализованной боли и отечности.
- Перелом зуба, приводящий к боли или травме мягких тканей.
- Травма зубов с отрывом/вывихом.
К необязательным можно отнести:
- Первичные или периодические осмотры и повторные посещения.
- Рентгенограмма.
- Чистка зубов и другие профилактические процедуры.
- Ортодонтические процедуры, кроме тех, которые направлены на решение острых проблем (например, боль, инфекция, травма).
- Удаление бессимптомных зубов.
- Восстановительная стоматология, включая лечение бессимптомных кариозных поражений.
- Эстетические стоматологические процедуры.
Как вести себя с пациентом?
Необходимо донести пациенту, всю важность ситуации. Вы столкнетесь с тем, что некоторые откажутся понимать, почему вы не можете его принять. Однако бросать их в это время тоже не стоит.Люди нервничают, боятся и думают, что же будет с их зубами. В этот момент очень важно их успокоить и сказать, что все будет нормально. А в случае экстренном дать рекомендации. Поэтому многие специалисты, поддерживают регулярный контакт со своими пациентами. По телефону или по видеосвязи, врачи поддерживают контакт, консультируют и дают рекомендации. В данной ситуации дистанционный контакт остается основным способом соприкосновения между пациентом и врачом.
Что касается ситуации, когда пациент жалуется на боль, дискомфорт и просит принять его в клинике или у себя дома. Не торопитесь назначать прием, или ехать к нему домой. Подробно расспросите о симптоматике. Возможно, проблему можно решить фармакологическим лечением, хотя бы на время устранив неприятные симптомы. Недавнее исследование, опубликованное в British Medical Journal показало, что некоторые неотложные состояния можно лечить соответствующими анальгетиками или антибиотиками. Особенно эффективны ацетаминофен и ибупрофен.
Только в том случае, если фармакологическое лечение не приносит облегчения, можно говорить о приеме. И здесь уже самое главное – строгое соблюдение санитарных норм и правил, предписанных нам СанПином. Все, что контактирует с пациентом, является либо одноразовым, либо проходит термическую стерилизацию в автоматическом автоклаве. Все многоразовые автоклавируемые инструменты упаковываются в герметичные крафт-пакеты, на каждом из которых есть цветовой индикатор стерильности. Таким образом, полностью исключается возможность контакта биологических жидкостей разных пациентов, таких как кровь или слюна. В каждом кабинете стоят бактерицидные рециркуляторы, которые стерилизуют воздух. Весь персонал использует одноразовые индивидуальные средства защиты: маски, головные уборы, перчатки.
Прием пациента
- Прежде чем принять пациента, не забудьте по телефону расспросить на предмет симптомов коронавируса (боль в горле, кашель, повышение температуры тела, дыхательная недостаточность). Как правило, они схожи с симптомами ОРВИ, поэтому не стоит рисковать.
- На входе в клинику измеряйте всем пациентам температуру, и если она превышает 37 градусов, то не впускайте внутрь.
- И теперь самое главное. Стоматологи находятся в зоне риска, поэтому могут легко заразиться коронавирусом. А поскольку вирус очень прилипчив, старайтесь не использовать инструменты, у которых эффект аэрозоли. В первую очередь, это относится к пустерам, поскольку они способствуют распространению воздуха по помещению. Для высушивания лучше использовать вату.
- Так же, многие специалисты рекомендуют по возможности не использовать турбинный наконечник, заменив его ручными инструментами. Или же использовать их на низких оборотах.
- Вместо процедур, генерирующих аэрозоль, постарайтесь использовать фармакотерапию.
- В случаях, если обойтись без пустера или турбинного наконечника на высоких оборотах не удается, врачу необходимо усилить меры предосторожности. А именно, проводить процедуру в перчатках, маске, средствах для защиты глаз и защитной одежде, закрывающей все участки кожи.
- Если в вашей стоматологической практике не может предоставить меры предосторожности, необходимые для приема пациентов в условиях пандемии , вы по-прежнему обязаны сначала проконсультировать экстренного больного по телефону, а затем направлять в ближайшую стоматологическую или специальную практику, которая может предоставить такую помощь.
- Увеличьте количество полосканий. Если обычно полоскание проводится до начала работы и после, то в условиях пандемии ВОЗ рекомендует полоскать рот пациенту на всех этапах. Благодаря полосканию понижается титр вируса — количество вируса, содержащееся в единице объема материала.
- При экстренном эндодонтическом вмешательстве обязательно используйте коффердам.
- После оказания медицинской помощи, свяжитесь с пациентом спустя 7-10, разузнайте о его самочувствии после проведенной процедуры и обязательно спросить, нет ли у него каких-либо симптомов коронавируса. Дело в том, что на момент посещения, у пациента могло не быть симптомов болезни, однако, на тот момент он уж был инфицирован.
Если на время карантина ваша клиника не работает, то пожертвуйте материалы и индивидуальные средства защиты своим клиникам и медицинским центрам, которые проводят неотложные приемы. Сейчас, в условиях кризиса наблюдается острая нехватка материалов, и ваша помощь может оказаться очень существенной.