Законодательные требования к сайту стоматологической клиники. Часть 1-я

Foto Panov2

А. В. Панов

медицинский юрист, управляющий ООО «Центр медицинского права», руководитель Омского регионального отделения МОО «Ассоциация медицинских юристов», заместитель председателя отделения Общественного совета по защите прав пациентов при территориальном органе Росздравнадзора по Омской области (Омск)

Трудно представить в настоящее время стоматологическую клинику, которая бы не имела своего сайта, так как Интернет стал теперь одним из основных каналов продвижения медицинской организации. Достаточно долгое время государство не обращало внимания на представительство медицинских организаций во Всемирной сети, но эта «недоработка» исправлена. Установлены требования, которым должен соответствовать сайт медицинской организации.

Первое упоминание о необходимости присутствия медицинских организаций в сети Интернет появилось только в 2010 году. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в ч. 2 ст. 20 обязал медицинские организации, работающие в системе ОМС, размещать на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи.

Поскольку в системе обязательного медицинского страхования работали в подавляющем большинстве муниципальные и государственные стоматологические клиники, именно на них легла эта обязанность. Невыполнение этого требования предусматривало возможность страховым медицинским организациям налагать на нарушителей штрафные санкции исходя из требований приказа Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».

При этом Федеральный фонд ОМС явно вышел за пределы своих полномочий, установив возможность штрафовать медицинские организации не только за невыполнение требований вышеназванного закона, но и за отсутствие на официальном сайте медицинской организации в сети Интернет следующей информации:

— об условиях оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе о сроках ожидания медицинской помощи;

— о показателях доступности и качества медицинской помощи;

— о перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при оказании стационарной медицинской помощи, а также скорой и неотложной медицинской помощи бесплатно;

— о перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен [1].

При этом стоить отметить, что размеры штрафов устанавливали на уровне регионов и автору неизвестны случаи, чтобы подобные штрафные санкции применялись.


Первое упоминание о необходимости присутствия медицинских организаций в сети Интернет появилось только в 2010 году (федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ)
С 22 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», установивший право гражданина при выборе врача и медицинской организации на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации [2]. Этому праву гражданина корреспондировала обязанность медицинской организации в сети Интернет данную информацию предоставлять [3].

В 2012 году вышло Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», и в нем уже значились более расширенные требования по размещению информации в сети Интернет.

Пункт 11 данного постановления требовал от стоматологических клиник, как и от иных медицинских организаций, оказывающих платные медицинские услуги, предоставлять посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию, содержащую следующие сведения:

а) для юридического лица — наименование и фирменное наименование (если имеется);

для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя и отчество (если имеется);

б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

г) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

д) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

е) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

ж) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

з) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

и) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


Отсутствие сайта медицинской организации или неполное предоставление информации рассматривалось, с одной стороны, как несоблюдение лицензионных требований.
Так как соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг было лицензионным требованием согласно п. 5-в Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», отсутствие сайта медицинской организации или неполное предоставление на нем информации рассматривалось, с одной стороны, как несоблюдение лицензионных требований в рамках лицензионного контроля1, осуществляемого лицензирующими органами, представленными органами здравоохранения регионов [5], с другой стороны, внимание к сайтам медицинских организаций должен проявлять и Роспотребнадзор, как осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей [6].

В первом случае несоблюдение установленного лицензионного требования грозило наложением мер административной ответственности в виде предупреждения, административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей [7].

Во втором случае управления Роспотребнадзора могли привлекать к административной ответственности стоматологические клиники по одной из трех статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований.

1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей.

1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Правоприменительная административная практика за несоблюдение порядка предоставления платных медицинских услуг в части наличия сайта медицинской организации и соответствующей информации на нем, как нарушение лицензионного требования, начала формироваться только с 2015 года.

Так, решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 мая 2015 г. по делу № А57-5911/2015 было установлено:

— в нарушение пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 года № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте ООО «МАГДент» отсутствует следующая информация: отсутствуют сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ, составляющих медицинскую деятельность, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего лицензию лицензирующего органа), перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты, сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; график работы медицинских работников; адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

При этом в качестве административного наказания было применено лишь предупреждение, так как суд принял во внимание то, что ООО «МАГДент» выявленные нарушения полностью признает, устраняет, что подтверждено в ходе судебного заседания участниками процесса, административное правонарушение не принесло никакого вреда, указанное нарушение не носит систематического характера, привлекается впервые [8].


Несоблюдение установленного требования грозило наложением мер административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа.
Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2014 году», опубликованный на сайте Роспотребнадзора, также не содержал данных о привлечении медицинских организаций и их должностных лиц к административной ответственности за нарушения прав потребителей по вышеназванным статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части размещения информации в сети Интернет. Видимо, у Роспотребнадзора [9] есть более важные вопросы в сфере защиты прав потребителей, чем состояние сайтов медицинских организаций.


По всей видимости, у Роспотребнадзора есть более важные вопросы, касающиеся сферы защиты прав потребителей, чем состояние сайтов медицинских организаций.
Казалось бы, правовое регулирование по размещению информации в сети Интернет на сайтах медицинских организаций сложилось: всего-навсего надо выполнять требования Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», и ожидать каких-либо нововведений от государства не стоит. Но все оказалось не так просто, как хотелось бы участникам стоматологического рынка.

Продолжение статьи в следующем выпуске.

Литература

1. П 2.1 приложения 8 Приказ ФФОМС от 01. 12. 2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».

2. Ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 21. 11. 2011 № 323-ФЗ.

3. Ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 21. 11. 2011 № 323-ФЗ.

4. Ст. 19 Федерального закона от 04. 05. 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

5. П. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21. 11. 2011 № 323-ФЗ.

6. П. 3 Постановление Правительства РФ от 02. 05. 2012 № 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей».

7. Ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 мая 2015 года по делу № А57-5911/2015.

9. http://www.rospotreb№adzor.ru/upload/iblock/5d1/gosudarstve№№yy-doklad-zashchita-prav-potrebiteley-v-2014-godu.pdf

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций