Что нужно фотографировать в повседневной практике врача-стоматолога?

Переход к первой части.

И снова приветствую вас, уважаемые читатели рубрики «Эстетическая стоматология». Продолжаем тему о том, что необходимо фотографировать во время стоматологического приема. В прошлой статье шла речь о фотографиях, которые требуются для анализа микроэстетики. Как говорилось ранее, подобные фотоснимки рекомендуется делать всем первичным пациентам, даже на этапах консультации, поскольку это незаменимый способ ознакомить человека, обратившегося за стоматологической помощью, с клинической картиной его полости рта.

Полученная таким образом информация легче воспринимается пациентом, что способствует лучшему взаимопониманию с лечащим доктором. Следующим этапом является получение фотоснимков для анализа миниэстетики. Конечно же, важно понимать, что не каждому человеку, нуждающемуся в стоматологическом лечении, понадобится этот этап.

Он необходим только в том случае, если доктору предстоит работать с участком зубного ряда в эстетически значимой зоне, который визуализируется при улыбке. В этом случае фотоснимки будут нести немалую часть информации о состоянии нижней трети лица до стоматологического вмешательства. По завершении лечения новые фотоснимки можно будет сопоставить с фотографиями исходной ситуации, чтобы сделать выводы о проделанных манипуляциях и продемонстрировать пациенту качество своей работы. Так же подобные фотографии являются наглядными индикаторами профессионального роста каждого врача стоматолога.

Итак, какие же фотографии нам для этого понадобятся? Предлагаю подробно разобраться в этом вопросе. В первую очередь следует понять, какую информацию мы хотим вынести из каждого снимка. Ни для кого не секрет, что улыбка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Ежедневно нам доводится видеть десятки, а то и сотни разнообразных улыбок. Одни нам нравятся, ко вторым мы равнодушны, а третьи и вовсе неприятны нашему взору. Казалось бы, в чем разница? Ведь улыбка каждого человека состоит из одних и тех же составляющих: губы и зубы. Но в совокупности она индивидуальна и неповторима.

Наша задача, как докторов, занимающихся эстетической реабилитацией пациентов, состоит в том, чтобы подробнейшим образом описать детали и особенности каждой улыбки, классифицировать все ее составляющие параметры. Эта информация помогает понять доктору, что нужно изменить в улыбке пациента, чтобы она стала более привлекательной. Для этих целей существуют стандартные эстетические параметры, они хорошо описаны в Esthetic rehabilitation in fixed prosthodontics. Esthetic analysis: a systematic approach to prosthetic treatment.Volume 1. Mauro Fradeani, MD, DDS. К ним относятся анализ положения, формы губ и зубов. Линия улыбки и ее высота. Соотношение контура режущих краев верхних зубов с контуром нижней губы. Количество зубов, визуализирующихся при улыбке, ее ширина, щечный коридор и его размер. Профиль режущего края в разных плоскостях. Соотношение окклюзионной плоскости с комиссуральной линией. Анализируя улыбку, также стоит обратить внимание на толщину губ, их естественный цвет и симметричность.

Как говорилось ранее, в стоматологии не существует четкого протокола фотографирования, поэтому каждый доктор, основываясь на вышеизложенной информации, самостоятельно решает, какая серия фотоснимков ему необходима. Ниже представлена минимальная серия фотоснимков для эстетического анализа мини-эстетики:

  • Состояние физиологического покоя (рис. 1).
  • Несколько степеней улыбки (рис. 2 а, б). Очень важно, чтобы на фотоснимках была запечатлена максимально естественная, незажатая улыбка пациента.
  • Улыбка под углом 90 градусов (рис. 3 а, б).
  • Улыбка под углом 45 градусов (рис. 4 а, б).

Поскольку анализ макроэстетики — это возможность описать каждый зуб в отдельности, взаимоотношение зубных рядов предлагаю рассматривать на уровне миниэстетики. К данному разделу относятся фотографии, с помощью которых осуществляется окклюзионный контроль. Информация на полученных фотоснимках позволяет проанализировать функциональные аспекты движения нижней челюсти относительно верхней.

  • 5.  Фотография зубных рядов при полном смыкании в привычной окклюзии. Вид спереди (рис. 5). Анализ глубины резцового перекрытия.
  • 6.  Фотография зубных рядов при полном смыкании в привычной окклюзии. Вид сбоку (рис. 6 а, б). Анализ ключа окклюзии и характера смыкания челюстей.

Данный вид фотографирования достаточно сложен. И не всегда удается запечатлеть дистальный и фронтальный отдел зубного ряда в боковой проекции на одном снимке.

В таком случае подобный вид съемки можно провести в два этапа.

Первый: съемка сегмента, в который входит дистальный участок зубных рядов при полном смыкании в привычной окклюзии, иначе говоря моляры и премоляры верхней и нижней челюсти (рис. 7а).

Второй: съемка сегмента зубных рядов , в который входят зубы фронтального отдела верхней и нижней челюсти, иными словами, сагиттальное резцовое перекрытие в боковой проекции (рис. 7б).

  • Резцовая направляющая. Резцы край в край (рис. 8).
  • Клыковая направляющая. Левая и правая латератрузия (рис. 9 а, б).
  • Сагиттальная щель. Вид с окклюзионной поверхности (рис. 10).

Зачастую, пациентам, имеющим проблемы с работой височнонижнечелюстного сустава, или тем, которым требуется тотальное протезирование, определяется центральное соотношение. Фотоснимки смыкания зубов в центральном соотношении расширяют серию фотографий окклюзионного контроля.

Анализируя улыбку, мы не всегда можем в полной мере понять степень визуализации зубов при разговоре. Данный раздел дополняют фотографии фонетических проб, сделанные во время произношения пациентом различных букв, таких как, например, «о», «с», «ф», «и». Полученная таким образом информация помогает более детально провести анализ миниэстетики (рис. 11) и оказать качественную квалифицированную помощь пациенту.

 

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций