Диагноз — коммерсант

Все чаще мне приходится слышать громкие утверждения: «Я врач, а не продавец», «Я не занимаюсь продажами, я лечу людей». В то же время в социальных сетях (и не только) активно обсуждаются финансовые взаимоотношения с пациентами и другие коммерческие аспекты стоматологической деятельности. Так кем же на самом деле является стоматолог?

Прежде всего, вспомним определения. Врач — лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека, получившее в установленном порядке право на занятие врачебной деятельностью. Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм.

В то же время врачи-стоматологи оказывают медицинские услуги в государственных и коммерческих учреждениях по диагностике, лечению и профилактике стоматологических заболеваний.

Продавец — человек или организация, которая продает товар или услугу. Продавец (в женском роде — продавщица) в узком смысле — лицо, непосредственно контактирующее с покупателями и осуществляющее продажу товара.

Лицо, оказывающее услуги, продавцом не называется. Во всяком случае, в общероссийском классификаторе профессий. При этом клиника (организация), оказывающая платные стоматологические услуги, является продавцом услуг. А по договору об оказании медицинских услуг — исполнителем. А пациент — заказчиком и (или) потребителем.

Будем считать, что с терминологией разобрались. Теперь немного истории.

От пациента к потребителю

Я начал свою врачебную деятельность в 1985 году в государственной стоматологической поликлинике. «Продавцов медицинских услуг» тогда не было, медицинская помощь оказывалась бесплатно. В конце восьмидесятых платные услуги разрешили, причем система оплаты труда врача изначально была «процент с суммы, которую пациенты оплатили за оказанную медицинскую помощь». Эти изменения автоматически добавили коммерческую составляющую в мою работу. Ведь оплата за труд стала сдельной.

Нужно ли было тогда стоматологу прилагать серьезные усилия для того, чтобы завоевать пациентов? Нет. Стоматологическая помощь была дефицитом. Кабинетов и клиник, имеющих качественное обезболивающее, импортные установки и материалы, было немного. В то же время врач-стоматолог уже осуществлял прием на коммерческой основе. Он был заинтересован в оказании большего количества платных медицинских услуг, так как это напрямую влияло на заработную плату. Собственно, эта модель благополучно действует уже более 25 лет.

С середины девяностых количество клиник и видов стоматологических услуг в них начало стремительно расти. Конкуренция на рынке становится все выше и выше, пока позиция врача «кому надо, придет» не перестала быть актуальной. Интернет, телевидение, действующее законодательство, доступность стоматологической помощи превратили пациента в клиента — потребителя с высокими запросами и возможностью выбора. Как сказал известный американский стоматолог, с появлением стоматологии «по желанию» невероятно значимую роль стало играть соблюдение норм этического кодекса. Мы привыкли к безоговорочному доверию пациентов, однако сейчас оно сильно пошатнулось. Согласно статистике, клиенты меньше всего доверяют менеджерам по продаже автомобилей, стоматологи же теперь занимают срединное положение в этой иерархии доверия.

Предприниматель в белом халате

На российском рынке стоматологических услуг сегодня работает две основных группы врачей-стоматологов. Первая — врачи-стоматологи, осуществляющие коммерческую медицинскую деятельность вместе с организациями, в которых они работают. Это сотрудники частных стоматологических клиник и платных отделений муниципальных учреждений. Можно ли их назвать продавцами? По классификатору профессий точно нельзя, они — врачи. А вот то, что они занимаются коммерцией, — это совершенно точно.

Что есть коммерция? В узком смысле — торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг; в широком смысле — предпринимательская деятельность.

Другой вопрос: что для врача первично при выборе методов диагностики и лечения пациента? Это может быть (а на мой взгляд, и должна быть), в первую очередь, врачебная составляющая. А может быть и коммерческая заинтересованность. Многие доктора говорят: «Я врач, потому что не обсуждаю стоимость лечения с пациентом. Стоимость в моей клинике обсуждает ассистент или администратор». Да, вы ее не обсуждаете. Но при этом вы ее знаете и от нее зависит ваш доход. А самое главное, что об этом знаете не только вы, но и ваши пациенты.

Так может ли в коммерческом медицинском учреждении работать просто «врач-стоматолог», а не «врач — стоматолог — предприниматель»? Может. При условии, если он не обсуждает стоимость лечения с пациентом и его система оплаты не зависит от коммерческих показателей эффективности работы. Например, оклад плюс премия за выполнение индивидуальных и групповых медицинских показателей качества работы.

Клятва со скидкой

Вторая группа — врачи-стоматологи, осуществляющие некоммерческую медицинскую деятельность. Они работают на бесплатном приеме за заработную плату в размере оклада. Врач, берущий с пациента доплату за пломбировочный материал, импортный анестетик и так далее, уже занимается коммерцией.

А теперь внимание! Несколько вопросов.

Первый. Может ли врач-стоматолог, для которого на первом месте стоит медицина, а на втором — деньги, работать в коммерческом медицинском учреждении, где ценности собственника диктуют правило выбора самого дорогостоящего варианта лечения для пациента? Не самого обоснованного с медицинской точки зрения, а самого дорогого? И если может, то как долго?
Второй вопрос. Можно ли считать врачом-предпринимателем доктора, который идет на поводу у пациента и выполняет план лечения, который, по его мнению, не является обоснованным с медицинской точки зрения?

p-1489_opt

Представьте себе ситуацию: пациент отказывается восстанавливать частичный дефект зубного ряда при отсутствии трех жевательных зубов нижней челюсти с одной стороны: второго премоляра, первого и второго моляров. Съемную конструкцию пациент делать не хочет, а на восстановление отсутствующих зубов керамическими реставрациями на имплантатах у пациента, с его слов, нет необходимого количества денег. Стоматолог восстанавливает дефект с помощью консольной ортопедической конструкции «без гарантий». На вопрос доктору: «А почему вы не отказались от выполнения данной работы?» был получен уверенный ответ: «А зачем? Не я, так кто-то другой сделает ту же консоль. Я же без гарантий, и свою клинику не подставил». Кем он является в данном случае: врачом, предпринимателем или врачом-предпринимателем? Или предпринимателем-врачом? Чувствуете разницу?

Буду благодарен вам за комментарии и вашу вариацию суждения по данной теме. В заключение скажу, что у каждого своя Истина, продиктованная Ценностями, Желаниями, Целями, Мотивацией — разными для всех людей комбинациями этих и других важных понятий.

Я горжусь тем, что осуществляю медицинскую коммерческую деятельность и работаю по ценам выше среднерыночных.
Не каждому дано! Но при этом как врач-предприниматель (или предприниматель-врач) всегда помню: мои действия должны быть обоснованы с медицинской точки зрения. В первую очередь.

Комментарии к статье и вопросы автору можно присылать по адресу platonovigor@yandex.ru.

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Гарантии — норма в стоматологии
07 июля 2010
2827
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-кор Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Гарантии — норма в стоматологии. Часть 2-я
08 августа 2010
4437
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, чл.-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...
Честный стоматолог: быть или казаться
09 сентября 2010
2278
В. В. Бойко д. п. н., профессор, академик БПА, член-корр. Петровской академии наук и искусств, заведующий кафедрой психологии и медицинской...