Особенности удаления сверхкомплектных, ретинированных и дистопированных зубов у детей в условиях амбулаторного хирургического приема

Т. В. Закиров
к. м. н., ассистент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии УГМА

Ретенция зуба — довольно распространенная патология, для которой характерно отсутствие прорезывания зубов при наличии их зачатков в кости челюсти. Ретинированный зуб, соответственно, — это непрорезавшийся зуб, зачаток которого находится в челюстной кости. Он может быть либо вовсе не виден во рту, либо едва заметен сквозь ткани десны [1]. При дистопии зуб прорезывается в полости рта, но занимает аномальное положение.

Операция удаления сверхкомплектных, ретинированных и дистопированных зубов является одной из самых распространенных манипуляций на детском хирургическом приеме. Этому способствует большая распространенность данной патологии. Вместе с тем травматичность подобных вмешательств, особенности детской психологии, низкая распространенность в нашей стране методов седации с сохраненным сознанием, а также недостаток опыта у врачей часто становятся причиной отказа хирургов от выполнения таких операций в условиях амбулаторного приема. При этом необоснованно расширяются показания к проведению их под общим обезболиванием в стационаре.

Цель статьи: выделить основные особенности проведения оперативных вмешательств по удалению сверхкомплектных, ретинированных и дистопированных зубов в условиях детского амбулаторного хирургического приема.

Среди основных принципов подготовки и проведения таких операций можно выделить следующие.

Диагностика аномального положения зубов основывается на клинических и рентгенологических данных

К клиническим признакам ретенции относится задержка прорезывания постоянного зуба или персистенция молочного зуба, а также пальпаторно и визуально определяемая небная или вестибулярная припухлость в области залегания ретинированных зубов.

Окончательный ответ при подозрении на ретенцию могут дать рентгенологические методы исследования [4]. Это, прежде всего, прицельные снимки. Одиночный снимок может дать врачу двухмерное представление о зубе. Врач может оценить положение зуба в вертикальной плоскости и в мезиодистальном направлении.

Более информативно изучение ортопантомограммы. Данный вид исследования дает информацию о положении ретинированного зуба в мезиодистальном направлении, однако не всегда можно точно выявить сложную анатомию его взаиморасположения с соседними зубами. Современный метод трехмерной дентальной компьютерной томографии позволяет точно определить расположение ретинированного зуба в трех взаимно перпендикулярных плоскостях и его соотношение с соседними анатомическими структурами, что помогает в планировании операции.

Хирургическое вмешательство лучше проводить утром, пока ребенок не устал.

Сотрудничество с родителями

Подросток старше 15 лет сам может подписать информированное согласие на операцию (до 15 лет — подписывают родители).

Родителям необходимо подробно и вместе с тем избегая устрашающих медицинских терминов, объяснить ход операции, рассказать о течении послеоперационного периода, негативных сторонах вмешательства (отек, боль) и возможных осложнениях, ответить на вопросы. При описании этих аспектов врач должен делать акцент на временном характере возникающих негативных явлений, низкой вероятности возникновения осложнений и наличии целого спектра возможностей по их преодолению.

Позитивный настрой и уверенность врача помогают преодолеть закономерные опасения родителей при планировании вмешательства. Родители должны знать, что наличие современных анальгетиков, физиотерапевтических методов лечения значительно уменьшает выраженность побочных явлений операции, а постоянный врачебный контроль дает возможность пережить их с минимальными неудобствами. По возможности проводить такую беседу необходимо в отсутствие ребенка.

При осмотре ребенка необходимо оценить психологические особенности личности

Врачу нужно помнить, что для детей могут быть характерны повышенная тревожность и лабильность вегетативной системы. В подростковом периоде особую важность приобретает внешний вид, мнение товарищей в группе.

В оценке психологического статуса также поможет разговор с родителями, в ходе которого необходимо оценить уровень реактивной тревожности, выяснить, насколько успешно ребенок справляется с психотравмирующими ситуациями и что может помочь перенести оперативное вмешательство максимально легко. Это могут быть подарки, сопровождение родственника или, наоборот, самостоятельное нахождение маленького пациента в кабинете, модификации поведения врача и т. д. Универсального рецепта здесь не существует, тактика врача должна быть максимально индивидуализирована с помощью родителей.

Иногда требуется психотерапевтическая или медикаментозная подготовка, премедикация

Можно назначить прием в течение недели до вмешательства таких современных препаратов, как селективные анксиолитики (афобазол, адаптол, детский тенотен, ноопепт). Эти препараты устраняют у ребенка чувство страха, повышенную тревожность, плаксивость, панические атаки. Они не вызывают привыкания, не имеют синдрома отмены, не влияют на моторные реакции и продаются без рецепта. Лучше, если эти, а также более серьезные препараты, например дневные транквилизаторы, назначит невролог.

Важно установить контакт с ребенком

Многие дети боятся незнакомых людей, помещений и ситуаций. Проведение каких-либо менее травматичных вмешательств, например удаление молочных зубов по поводу периодонтита или физиологической резорбции корней, поможет ребенку привыкнуть к врачу и легче перенести предстоящую операцию.

Особые требования предъявляются к скорости оперативного вмешательства

Понятно, что вне зависимости от поведения ребенка оно должно быть кратковременным.

Обычно детям требуется меньшее количество анестетика для достижения адекватного обезболивания, возможны некоторые особенности проведения анестезии (обязательная аппликация обезболивающих гелей, проведение мандибулярной анестезии вместо торусальной и др.) с учетом анатомо-физиологических особенностей челюстно-лицевой области и детского организма в целом. Безболезненность вмешательства — один из решающих факторов, обеспечивающих успех мероприятия в целом.

Корни постоянных зубов находятся в стадии формирования, а зачатки могут располагаться в глубине челюстной кости

Поэтому важно правильно определить время операции, когда корень уже достаточно сформирован, однако возможность достижения оптимального результата ортодонтического лечения с минимальными затратами еще сохраняется.

Тесное расположение ретинированных и сверхкомплектных зубов и корней соседних зубов может привести к их повреждению во время операции. Следствием этого может быть нарушение формирования корня, гибель ростковой зоны, некроз пульпы и развитие необратимых деформаций альвеолярного отростка с выраженным эстетическим недостатком (рис. 1, 2).

Рис. 1. Последствия травмы корня зуба 1.1 при удалении сверхкомплектного зуба в возрасте 8 лет

 

Рис. 2. Деформация и патологическая резорбция корня зуба 1.1 на рентгенограмме

У детей лучше, чем у взрослых, выражены процессы регенерации

У них меньше вероятность развития осложнений, связанных с заживлением раны. Поэтому в большинстве случаев можно отказаться от назначения антибиотиков с профилактической целью в послеоперационном периоде. Также реже возникает необходимость в использовании остеопластических материалов, которые могут повлиять на рост альвеолярного отростка, привести к развитию анкилоза, затруднить перемещение зубов при последующем ортодонтическом лечении.

Одной из наиболее распространенных и вместе с тем травматичных операций на амбулаторном хирургическом приеме является удаление нижних зубов мудрости при их затрудненном прорезывании и недостатке места в зубном ряду. Удаление зачатков третьих моляров оптимально проводить в возрасте 15—16 лет, когда корень еще не сформирован, но подростку уже легче перенести эту манипуляцию в амбулаторных условиях.

Удаление зачатков третьих моляров оптимально проводить в возрасте 15—16 лет, когда корень еще не сформирован, но подростку уже легче перенести эту манипуляцию в амбулаторных условиях

Своевременно проведенное вмешательство позволяет избежать дальнейших проблем, предупреждает развитие воспалительных осложнений, помогает достичь оптимального и, самое главное, стабильного результата ортодонтического лечения при значительном дефиците места в зубном ряду. При планировании данной операции необходимо учитывать такие факторы, как глубина залегания зачатков, положение по оси (наклоны), отношение к соседнему зубу и нижнечелюстному каналу, количество и форма корней, стадия формирования корня, количество костной ткани, окружающей зуб, а также общее состояние здоровья [2, 3].

Операцию начинают с проводниковой анестезии. Для доступа к зоне вмешательства проводят универсальный разрез, проходящий по гребню альвеолярного отростка дистальнее второго моляра с последующим окаймлением его коронки внутрибороздковым путем и продолжающийся вниз под углом по наружной поверхности альвеолярного отростка до переходной складки. Затем отслаивают слизисто-надкостничный лоскут и обнажают альвеолярную кость в зоне вмешательства.

Манипуляции с язычной стороны должны быть минимальными и предельно деликатными. Не рекомендуется проводить отслаивание надкостницы в этой области для предупреждения развития осложнений в виде гематом и флегмон крыловидно-нижнечелюстного пространства. Острым бором (фрезой) с адекватным водяным охлаждением проводится удаление кортикальной кости. Оно должно быть минимальным для уменьшения травматичности вмешательства, но достаточным для извлечения зуба.

Облегчить вывихивание зачатка помогает его распиливание. Чаще всего отпиливанию подлежит медиальная часть коронки третьего моляра, находящаяся в поднутрении у шейки второго моляра, однако при другом наклоне зачатка схема распила может быть изменена. После осторожного и ненасильственного вывихивания зачатка зуба сглаживаются острые края кости, костный дефект промывают физиологическим раствором, лоскут мобилизуют и ушивают с оставлением резинового дренажа на сутки (рис. 3—14).

Рис. 3. Недостаток места в зубном ряду, тесное положение зубов у пациентки 15 лет

 

Рис. 4. Вид ретромолярной области до операции

 

Рис. 5. Проводниковая анестезия

 

Рис. 6. Проведение разреза

 

Рис. 7. Откинут слизисто-надкостничный лоскут с вестибулярной стороны

 

Рис. 8. Удаление кортикальной костной ткани для освобождения зачатка зуба

 

Рис. 9. Вывихивание зачатка после отпиливания медиальной части коронки

 

Рис. 10. Вид удаленного зачатка зуба мудрости

 

Рис. 11. Промывание раны физиологическим раствором

 

Рис. 12. Процесс ушивания раны

 

Рис. 13. Рана ушита

 

Рис. 14. Установка резинового дренажа

В послеоперационном периоде назначают холод местно, щадящее питание и антисептические ванночки раствором 0,2%-ного хлоргексидина. Необходимо предупредить пациента о возникновении боли, отека тканей и ограничения открывания рта в течение нескольких дней после вмешательства. С целью обезболивания лучше назначать препараты с выраженным анальгетическим эффектом, не раздражающие слизистую оболочку желудка и минимально влияющие на свертываемость крови. Например, кеторолака трометамин (кетанов, кеторол), но не кетопрофен (кетонал). Швы снимаются примерно через 10—12 дней.

Частым поводом для проведения оперативных вмешательств в детском возрасте является наличие сверхкомплектных зубов. Наиболее типично расположение сверхкомплектных зубов во фронтальном отделе верхней челюсти. Количество, форма и размеры таких зубов могут значительно варьироваться.

Естественно, что, занимая место в толще челюстной кости, лишние зубы становятся причиной развития таких аномалий положения зубов, как диастема, дистопия или ретенция, и затрудняют проведение ортодонтического лечения. Единственный вариант решения проблемы в подавляющем большинстве случаев — удаление сверхкомплектных зубов.

К особенностям проведения таких операций можно отнести деликатное проведение анестезии (болезненность при проведении инъекций в данной области), минимальное, но достаточное отслаивание лоскутов чаще проводится с одной стороны альвеолярного отростка для уменьшения операционной травмы. Также обязательно выскабливание оболочки фолликула с целью предупреждения развития опухолеподобных образований в этом участке в дальнейшем (рис. 15—21).

Рис. 15. Ретенция центральных резцов верхней челюсти у девочки 12 лет

 

Рис. 16. Рентгенологически видны тени двух сверхкомплектных зубов

 

Рис. 17. Вид раны после ушивания

 

Рис. 18. Вид удаленных сверхкомплектных зубов

 

Рис. 19. Ретенция 1.1 и дистопия 2.1 у ребенка 11 лет

 

Рис. 20. Перевернутое положение двух сверхкомплектных зубов на рентгенограмме

 

Рис. 21. Вид удаленных сверхкомплектных зубов

Особую сложность представляет удаление ретинированных премоляров на нижней челюсти. Это обусловлено плотным массивом кортикальной кости, близостью выхода подбородочного нерва в мягкие ткани, а также незначительной длиной корней соседних зубов. Любое чрезмерное усилие хирурга при проведении вывихивания может привести к удалению из лунки соседнего зуба.

При планировании операции необходимо обязательно провести консилиум с врачом-ортодонтом и выяснить, возможны ли альтернативные варианты лечения (сепарация зубов, удаление зубов уже прорезавшихся и находящихся в зубном ряду). При выполнении операции в данной области лучше проводить комбинированное рассечение тканей, при этом вертикальный разрез не должен проходить через середину коронки зуба для профилактики формирования рецессии десны в дальнейшем. Осторожное отслаивание лоскута, а также постоянная фиксация ретрактора на кости позволяет минимизировать травму подбородочного нерва и избежать развития осложнений в виде анестезии (парестезии) мягких тканей губы и подбородка (рис. 22—31).

Рис. 22. Ретенция 3.5, 4.5 у девочки 11 лет, 100%-ный дефицит места в зубном ряду

 

Рис. 23. Вид в полости рта до операции

 

Рис. 24. Интрасулькулярный и вертикальный разрезы

 

Рис. 25. Вид после откидывания слизисто-надкостничного лоскута

 

Рис. 26. После удаления кортикальной кости проведено распиливание зуба 4.5

 

Рис. 27. Вывихивание корня зуба элеватором

 

Рис. 28. Вид распиленного и удаленного зуба 4.5

 

Рис. 29. Удалена оболочка фолликула

 

Рис. 30. Костный дефект заполнен остеопластическим материалом

 

Рис. 31. Вид раны после ушивания

Таким образом, к факторам успеха можно отнести тщательное планирование вмешательства, уточнение положения зубов в челюсти с помощью современных методов рентгенологической диагностики, психологическую и медикаментозную подготовку ребенка, взаимодействие с родителями, адекватное обезболивание.

Знание методики выполнения, а также быстрота и максимальная деликатность при работе с мягкими и твердыми тканями позволят врачу в большинстве случаев успешно провести операцию удаления сверхкомплектных, ретинированных и дистопированных зубов у детей под местным обезболиванием в условиях амбулаторного хирургического приема.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций