Рекомендации для врачей-ортодонтов в период карантина

В недавней статье Dental Magazine были описаны рекомендации по оказанию неотложной помощи в условиях пандемии коронавируса. В ней давались общие рекомендации, меры профилактики и перечислялись услуги, которые можно было бы считать неотложными. В основном они касаются работы хирургов и терапевтов, поэтому, у стоматологов других специализаций начали появляться вопросы. Особенно много их возникло у врачей-ортодонтов, в силу специфики этого направления стоматологии.

Ортодонтия почти всегда подразумевает под собой длительное лечение и многочисленные приемы, поэтому врачи задумались, как  быть дальше. Понятно, что плановые приемы необходимо остановить, но значит ли это, что им необходимо прекратить работу, как стоматологам-гигиенистам? Если нет, то какие случаи считать неотложными?  И как в таком случае организовать стоматологический прием? Тем более, что пациентами врача-ородонта часто становятся  пожилые люди, которые, как известно, входят в группу риска.

Посмотрим, что на этот счет говорится в официальных документах. ВПриказе о ведении ограничительных мер в медицинских организациях написано, что пациенты, обращающиеся в медицинские организации с целью ремонта зубных протезов считаются экстренными. Каких-либо других рекомендаций по организации клинического приема нет. Сложилась непростая ситуация, как для пациентов, так и для специалистов. Но в последние два дня стали даваться пояснения для специалистов. Например, на сайте Стоматологической Ассоциации России появились рекомендации Силина Алексея Викторовича – заведующего кафедрой стоматологии общей практики, доктора медицинских наук, профессора. Вот какие рекомендации были даны.

Случаи  неотложной помощи у пациентов во время ортодонтического лечения:

  • Отклеивание элементов аппаратуры,
  • расцементировка ортодонтического кольца,
  • механическое повреждение дуги или дополнительного ортодонтического элемента, и другие случаи, в которых не предоставление своевременной стоматологической помощи может привести к непредсказуемому движению зуба,
  • повреждение опорных тканей зуба,
  • аспирация элементов ортодонтического аппарата,
  • появление боли и отека мягких тканей полости рта.

Помимо этого к неотложным случаям можно отнести применение у пациента аппаратов с накостной фиксацией и период после проведенной ортогнатической хирургии.

Что касаемо остальных пациентов, то здесь даются следующие рекомендации:

  • Плановые визиты по контрольному осмотру пациентов, пользующихся ортодонтической аппаратурой следует перенести на более позднее время.
  • Активацию несъемной ортодонтической аппаратуры целесообразно перенести на более позднее время.
  • Пациентам, лечение которых происходит с применением элайнеров, и контрольные осмотры которым назначены в ближайшее время следует рекомендовать продлить время ношения каждой из капп. Например, увеличить продолжительность ношения каппы из набора в 1,5-2 раза, и тем самым снизить необходимость визита пациента в клинику.
  • Пациентам со съемными ортодонтическими аппаратами следует рекомендовать уменьшить интенсивность активаций механически-действующих элементов в 1,5-2 раза. Например, подкручивать винт не раз в 4 дня, а делать это раз в 7 дней.

Очевидно, что многие из пациенты будут обеспокоены остановкой лечения и полным непониманием что делать дальше. Некоторые из них подумают, что такая приостановка негативно скажется на дальнейшем процессе лечения. Поэтому врачу-ортодонту очень важно не оставлять своих пациентов одних. Объясните всю сложившуюся ситуацию, давайте рекомендации и консультируйте удаленно.

Не хотелось бы в тысячный раз писать о том, как необходимо соблюдать меры предосторожности, несмотря на все трудности и убытки, но это один из способов остановить распространение болезни. Поэтому, надеемся на понимание.

Подписывайтесь на еженедельный дайджест новых публикаций